» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Салчак Сурунмаа Владимировна, магистрант
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Формирование познавательных УУД в профильной школе при изучении темы: Оптика
Дата публикации: 14.11.2019
УДК 535
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД В ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ
ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ОПТИКА»
Салчак Сурунмаа Владимировна
магистрант
физико-математического образования,
Хакасский
государственный университет, г. Абакан
Аннотация. В
методике преподавания способы активации познавательной активности школьников
еще недостаточно исследованы и реализованы в практике обучения. В настоящее
время в реальном педагогическом процессе не полностью реализуются методы и
приемы работы, которые позволили бы развивать познавательную активность у обучающихся.
В данной статье рассматриваются
особенности развития познавательных универсальных учебных действий (УУД) на
профильных уроках в школе при изучении темы «Оптика». Для формирования
познавательных УУД следует рассмотреть структурные
компоненты познавательных универсальных учебных действий (УУД) и условия их
формирования у школьников, обосновать формы и методы проведения урока.
Ключевые слова:
универсальные учебные действия (УУД), профильная школа, оптика, физика.
Федеральный государственный
образовательный стандарт (ФГОС) является основным образовательным стандартом,
регламентирующим деятельность в области образования. Не является исключением и
физика. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является
совокупностью требований, которые необходимо применять при проведении уроков,
планировании программы, разработке методики проведения занятий [3].
На любом предмете,
благодаря правильно построенной модели его фактического преподавания,
происходит формирование всех универсальных учебных действий (УУД). В одних
темах может уделяться большое внимание формированию одних видов универсальных
учебных действий (УУД), в других же акцент делается на формировании других
видов универсальных учебных действий (УУД). Это позволяет школьникам
тренировать навыки не только понятийного аппарата школьного материала, но и
способствует фактическому построению личностного роста в классе.
В широком смысле
этого слова, термин «универсальные учебные действия» обозначает процесс, при
котором личность познает себя и окружающую среду, свой коллектив через самоактуализацию.
В состав основных
видов универсальных учебных действий (УУД) входят 4 блока: 1) личностный, 2)
регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный [6].
Физика является одним из
важнейших предметов школьной программы. Эта наука - одна из старейших наук,
которая издавна является ведущим средством образования, развития населения и
совершенствования.
При организации урока физики, с
целью повышения познавательной активности, мотивации, необходимо применять
различные приемы обучения [17]:
- Метод проблемного обучения. Метод основан на том, что учитель специально создает для детей проблемную ситуацию.
- Метод алгоритмизированного обучения. Учащимся, как правило, показывается определенная проблема, либо педагогический процесс выстраивается таким образом, что дети сами выделяют определенную проблему.
- Метод эвристического обучения. В основе метода лежит поиск новых методов, способов решения основных задач. Возможно, это будет обновление, усовершенствование уже известных, стандартных методов, способов решения, проверка своих предположений, суждений.
- Метод исследовательского обучения. В основе его лежит проведение эксперимента. Это сложнейшая, многоэтапная работа, каждый из этапов которой способствует формированию познавательного интереса.
- Метод дискуссий. Метод основан, как правило, на высказывании противоположных взглядов, их обсуждении, приведении аргументов.
- Метод самостоятельной работы. Один из основных методов, который формирует у учащихся устойчивый интерес и высокую мотивацию к изучению предмета, поиску его значимости, возможности применения в повседневной жизни, связи с другими предметами, явлениями.
- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Подразумевает использование различных материалов, вспомогательных средств, технологий. Это могут быть различные карточки, практические задания, тесты, игры, аудиовизуальные средства, презентации.
- Метод проблемного изложения. Изучение материала преподносится учащимся таким образом, чтобы показать существующую проблему, противоречие.
- Наглядные методы. Позволяют визуализировать изучаемую тему, что также существенно стимулирует познавательную активность ребенка.
- Практические методы. Сюда относится ряд методов познания, такие как эксперимент, лабораторная, практическая работы, частично-поисковая работа.
Список литературы:
- Введение ФГОС СОО: проблемы и перспективы (из опыта работы гимназии). - Самара: Самарское управление министерства образования и науки Самарской области, Департамент образования Администрации г.о. Самара, Центр развития образования г.о. Самары, МБОУ гимназия № 11 г.о. Самара – Самара, АНО «Издательство СНЦ РАН», 2013. – 180 стр.
- Высоцкий И. Р., Компьютер в образовании, //Информатика и образование,2000,№ 1.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – М.: ВЛАДОС, 2011. – 688 с.
Комментарии: