» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017
Автор: Гаджиахмедов Муслим Рустамович, студент 4 курса ФИСФиА
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Общие направления улучшения инвестиционного климата в РД
УДК
336.13
ОБЩИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РД
Гаджиахмедов
Муслим Рустамович
студент 4 курса факультета ИСФиА,
Дагестанский государственный технический
университет, г. Махачкала
Аннотация.
Целью
данной статьи является нахождение оптимальных направлений инвестирования в
экономику региона. Привлечение крупных инвесторов как отечественных, так и
зарубежных. Задачей является выявление проблем привлекательности инвестирования
и их устранение на пути достижения поставленных целей.
Ключевые
слова: инвестиционная политика, источники инвестирования,
иностранные инвестиции, определение сфер вложения.
Инвестиционная политика сегодня
является одним из решающих факторов, способствующих выводу экономики из
кризиса. В связи с этим на первый план выходит задача активизации
инвестиционной деятельности, нахождение путей и способов привлечения
инвестиций, изыскание их источников. Таких путей много, но все они ведут к
одному - к обеспечению гарантии возврата, созданию условий для того, чтобы
деньги работали [1].
Безусловно, экономический,
военно-политический и социальный кризис сильно отбросил нас назад в стремлении
создать у инвесторов образ благополучного и стабильного региона, куда стоит
вкладывать деньги. Но достоинства самого Дагестана от этого меньше не стали, и
нужно только время, чтобы инвесторы по достоинству их оценили. Никуда не делась
геостратегическая значимость Дагестана во
внешнеэкономической политике России в Каспийском регионе. Остались прежними
богатейшие биологические ресурсы моря (80-90 % мировых запасов осетра) и
топливно-энергетические ресурсы шельфа. По-прежнему на Дагестане замыкается
мощный узел коммуникаций, способных связать Европу и Азию, через территорию
Ирана, с выходом на другие страны Персидского залива и Индийского океана [2].
Совершенно очевидно, что
Каспийское море и прилегающие к нему государства являются зоной стратегических
интересов, именно, России, а не кого-то еще. А поскольку это так, то совершенно
необходимы значительные инвестиции в развитие сопутствующей инфраструктуры, в
том числе и на территории Дагестана. Республика по-прежнему располагает набором
необходимых уже стратегическим инвестором, то есть тем, кто готов инвестировать
только в объекты, где они сами становятся собственниками. В нем фигурировали бы
не проекты, а сами предприятия.
Другая акция - попытаться
привлечь в экономику деньги населения. Здесь скрыт огромный резерв - на руках у
населения республики находятся огромные средства. Задача государства в этой
области - представить людям убедительные гарантии возврата и вызвать у них
инвестиционный интерес [3].
Дополнительным источником
инвестирования может послужить рациональное использование средств полученных от
приватизации бездействующих нерентабельных предприятий. Выручка от продажи
одного такого предприятия может быть вложена в развитие другого. Одно
действующее лучше двух «лежащих», да и покупатель наверняка не оставить свое
приобретение в плачевном состоянии.
Хорошие возможности открываются
в связи с повышенным интересом нефтедобывающих корпораций к каспийскому шельфу.
Его проявляют экономически мощные структуры. Почему бы одним из условий тендера
на разводку или добычу нефти не поставить передачу или контрольного пакета
акций какого-либо машиностроительного завода, но при условии перепрофилирования
его деятельности на выпуск оборудования для нефтедобычи или нефтепереработки?
Разве это не интересный альянс в случае удачи? [5].
Или вот еще одно стратегическое
направление. Невооруженным взглядом видно, что наша потребность в продукции
пищевой промышленности на 70-80% удовлетворяется внешними производителями. Это
тем более странно, если учесть, что у нас практически по всей номенклатуре
вроде бы числятся собственные производители, что наша продукция за счет меньших
издержек на доставку, рабочую силу и содержание инфраструктуры должна быть на
20-30% дешевле такой же, привезенной из других регионов. В условиях
конкурентной борьбы она просто обязана вытеснить иногородцев.
Раз этого не происходит, значит виноват не потребитель, а производитель,
производящий товар либо не того качества, либо не по той цене. Дагестанцы же
ежегодно тратят на продукты питания порядка 6 млрд. рублей. То есть мы из
своего кармана постоянно финансируем десятки тысяч рабочих мест и наполняем
бюджеты, каких угодно регионов, но только не своего собственного. Такое
положение нельзя признать нормальным. Необходимо не пожалеть денег, чтобы
провести реинжиниринг хотя бы одного предприятия
пищевой отрасли и посмотреть на результаты. Рынок продуктов питания в Дагестане
как минимум на 70-80% должен быть монополизирован дагестанскими
производителями, и деньги дагестанцев должны работать на Дагестан. В этом нет
никаких сомнений. Пример этого у нас есть - Дербентский завод игристых вин,
захвативший 95% нашего рынка и производящий успешную экспансию на остальном
российском рынке, Кизлярский и Дербентский коньячные
комбинаты, государственное унитарное предприятие «Денеб» [3].
Другое направление активизации
инвестиционной деятельности - это совершенствование методов амортизации,
централизация амортизационных отчислений предприятий, находящихся в полной или
частичной государственной собственности, и целевое использование этих средств
на восстановление физически выбитых и морально устаревших основных фондов. В
условиях инфляции и устаревших норм амортизационные отчисления обесцениваются и
не обеспечивают необходимого накопления ресурсов на обновление производства.
Если еще в недалеком прошлом за счет амортизации предприятия могли
профинансировать 40% своих капитальных вложений, то сейчас - менее 10%.
Актуальными остаются вопросы о
привлечении иностранных инвестиций в экономику Дагестана. Следует отметить, что
иностранный капитал -это не только деньги, но еще и
опыт, и «ноу-хау». Основной целью привлечения иностранных инвестиций должно
стать укрепление финансового и хозяйственного положения предприятий,
формирование конкурентной рыночной среды. По мнению западных аналитиков
залог привлечения инвестиций - экономическая стабильность страны [3].
Ключ к ней - обеспечение
низкого уровня инфляции, небольшой бюджетный дефицит, снижение процентной
ставки, стабилизация обменных курсов в валюте. Следующая задача - осуществление
либерализации и реструктуризации экономики, обеспечение открытости рынков,
включая рынок рабочей силы. Необходимо достижение прозрачности макроэкономических
мероприятий, статистики, банковской системы, принятие четкого корпоративного
законодательства. Наконец, иностранные инвесторы ценят возможность свободного
возврата прибыли, и любые ограничения в этой сфере отрицательно воздействуют на
уровень заинтересованности внешних деловых кругов вкладывать деньги.
Одна из проблем инвестиционной
политики - определение наиболее эффективных сфер вложения инвестиций. Установить
рациональное сочетание затрат и ожидаемых результатов на практике очень сложно.
Здесь важно определить оптимум вложения средств в развитие
отдельных производств. Очевидно, что максимальную отдачу от вкладываемых средств следует ожидать в отраслях уже освоенных, поскольку
созданная производственная и социальная инфраструктура значительной степени
обусловливает эффективность их дальнейшего развития [2].
При обосновании основных и
дополнительных вложений в развитии конкурсного производства важно выделять средние
затраты на получение единицы продукции. Именно по величине последних,
сопоставляя их с продажной ценой произведенного продукта, можно судить об
эффективности вложений.
Активизация инвестиционной
деятельности в условиях рынка и постоянно возрастающей конкуренции весьма остро
выявили необходимость в глубокой реорганизации сложившихся организационных
структур в направлении диверсификации производства, его демонополизации. Способ
привлечения инвестиции на эти цели найден в создании крупных финансово - промышленных
групп (ФПГ), консорциумов, совместных предприятий.
Консорциум, который
представляет собой добровольное объединение организации для решения конкретной
задачи, связанной с реализацией крупномасштабного инвестиционного проекта. В
него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля
и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную самостоятельность и
подчиняются совместно выбранному исполнителю органу в той части деятельности,
которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи
консорциум распускается [4].
Активизации инвестиционной
деятельности способствует также созданию международных совместных предприятий
(СП), которые могут быть определены как институты межфирменного сотрудничества
в разработке, производстве или маркетинге продукта, которое пересекает
национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных трансакциях и
предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде
капиталов, технологии или других активов.
Во многих случаях
ответственность в управлении разделена между фирмами - партнерами. СП получили
широкое распространение в экономически развитых странах. В этой форме
организовано около 40% зарубежных филиалов американских и английских
международных монополий, свыше 50% зарубежных западногерманских и итальянских
филиалов, 70% французских и почти 90% японских [1].
Список литературы:
- Рейтинговое агентство «Эксперт Ра» http://raexpert.ru.
- Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций: Учеб. пособие. – М., 2011 г.
- Маколов В.И. Инвестиционная политика региона: оценка состояния и новые задачи. – Журнал «Регионология». – № 4. – 2008 г.
- Батычко В.Т. Финансовое право: конспект лекций. ТТИ ЮФУ, 2009 г.
- Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2013.
Комментарии: