» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Комарова Наталья Геннадьевна, Баширов Тимур Анварбакович, Студент магистратуры; научный руководитель, кандидат философских наук, доцент
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Основные направления философии, необходимые каждому
Дата публикации: 26.11.2019
УДК 165
ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ, НЕОБХОДИМЫЕ КАЖДОМУ
Комарова
Наталья Геннадьевна
студент магистратуры
научный руководитель: Баширов Тимур Анварбакович
доцент, кандидат
философских наук
Стерлитамакский филиал
Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак
Аннотация. В данной статье
описываются основы логического позитивизма, даосизма, рационализма, релятивизма
и буддизма как философских школ.
Ключевые слова: философия,
позитивизм, даосизм, рационализм, релятивизм, буддизм.
Для ясного понимания
современных происходящих процессов цивилизованный человек обязан ясно
представлять основные направления человеческой мысли. Фундамент философии
является необходимым условием прочности здания действий.
У логических
позитивистов была хорошая попытка — пока они не зашли в тупик. Эта школа была
популярна в 1920-х и 30-х годах и была сосредоточена на мысли проверок, которые
стремились основывать все знания либо на эмпирических данных, либо на
логических умозаключениях. Согласно позитивизму, метафизика, этика, теология и
эстетика не могут быть изучены философски, поскольку они не предлагают понятия
с реально существующими ценностями. Как оказалось, основной принцип веризма не
может быть доказан, что создало неразрешимую проблему для описываемой школы.
Позитивизм потерпел
крах, и ему был нанесен серьезный удар, когда Людвиг Витгенштейн отменил свою
предыдущую работу в пользу чужих понятий, а затем полностью изменил курс. Школа
все еще имела большое влияние, особенно в трудах Карла Поппера и Витгенштейна,
которые опровергали основные принципы [1].
Знаменитыми
участниками движения были Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн и Венский круг.
Все они были великолепны, и после упадка школы большинство из них перешли к
другим проектам.
Даосизм – это школа
мысли, основанная на книге Дао Дэ Цзин , написанной древним китайским философом
Лао-Цзы, когда он покинул Китай, чтобы жить как отшельник. Даосизм основан на
сущности смирения, «Пути», сосредоточенности на личности, простоте и
естественности. Он практикуется китайцами как народная религия, и даосы часто
делают подношения различным богам.
Даосская мысль позже
соединилась с буддизмом и рождением дзен. Элементы этого также будут включены в
концепцию неоконфуцианства. Принципы даосизма также нашли бы отклик у физика
Нильса Бора, который восхищался способностью даосизма рассматривать
противоположности как взаимодополняющие [2].
Если наши чувства
часто ошибочны, как мы можем доверять им, чтобы они правильно отразили
реальность? Это ключевой принцип рационализма, концепции о том, что знание
должно исходить главным образом из разума и мысли, а не из эмпирических данных.
Теория была широко
распространена в истории. Среди мыслителей, которые боролись за рационализм,
были Сократ, Рене Декарт и Спиноза. Их мнение, что одна только причина может
раскрыть великие истины мира, в значительной степени вышло из употребления в
пользу более разнообразной группы методов поиска истины. Британский философ
Гален Строусон объяснил предел рационалистических подходов к знаниям, когда он
сказал: «Вы можете видеть, что это правда — просто лёжа на диване. Вам не нужно
вставать с дивана, выходить на улицу и исследовать, как обстоят дела в
физическом мире. Вам не нужно заниматься какой-либо наукой». Удобно, но уже не
достаточно. Сегодня большинство мыслителей объединяют рационалистические
понятия с эмпирическими данными.
Релятивизм – это
убеждение, согласно которомувсё относительно. Эта концепция может быть
применена даже к морали или самой истине, при этом некоторые утверждают, что не
существует моральных фактов или абсолютных истин. Точно так же ситуационный
релятивизм — это гипотеза в этике, где правило должно соблюдаться при любых
условиях, кроме некоторых, когда мы будем следовать другому правилу. Например,
не убивайте, если вы не спасете жизни этим путем. Этот постулат в
переработанном виде был поддержан американским философом Робертом Нозиком в его
книге « Анархия, государство и утопия» [3].
Большинство из вас,
вероятно, знакомы с понятием «культурного релятивизма», которая заключается в
том, что нельзя сравнивать мораль двух разных культур, и человек вне одной
культуры не может критиковать ценности и мораль другой. Эта идея не
поддерживается крупными философами и, как правило, считается самоубийством тех,
кто работает в этике.
Религия, основанная
на учении Будды Гаутамы Будды, индийского принца и отшельника, посвящена
варианту, что у страдания есть причина, и что мы можем преодолеть ее, следуя
благородному восьмеричному пути и созерцанию.
Многие школы
буддизма довольно разнообразны и объединены прежде всего идеями Будды о
страданиях. Некоторые из них не теистичны, в то время как другие имеют пантеон
богов и демонов. Некоторые считают, что карма существует, и реинкарнация
является частью жизни, в то время как другие отвергают любое обсуждение
загробной жизни. Большинство из них миролюбиво. На западе буддийские идеи о
медитации часто широко распространены, в то время как другие элементы религии
игнорируются.
Список литературы:
- Антология современной философии. Хрестоматия/ составители В.И. Чуешов, О.И. Чеснокова, 1998. - 704 с
- Добрынина В.И. Философия XX века: Учебное пособие. М., ЦИНО общества “Знание” России, 1997. — 288 с.
- Соколов В.В. Основной вопрос философии в его исторической философской конкретике и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. - 1990. - №8. - С.83.
Комментарии: