» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Сулейманова Елизавета Винеровна, Баширов Тимур Анварбакович, Студент магистратуры; научный руководитель, кандидат философских наук, доцент
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Философия Платона о политике и государстве

Статья просмотрена: 210 раз
Дата публикации: 26.11.2019

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА О ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕ

Сулейманова Елизавета Винеровна

студент магистратуры

научный руководитель: Баширов Тимур Анварбакович

кандидат философских наук, доцент

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

 

Аннотация. В этой статье рассказывается о биографии жизни великого философа и мыслителя Платона, о его учениях и взглядах. Говорится об основных его взглядах на государство, основах его учений и направлениях мысли.

Ключевые слова: философия, учения, взгляды, государство.

 

Платон является известной и значимой фигурой в философских кругах. Его учения и идеи послужили основой для становления некоторых «школ», а также формирования конкретных и четких установок для управления обществом и государством, которые оказали неоценимый вклад в развитие теории государственности. Самым главным и известным его трудом является «Государство».

Происхождение будущего философа не было омрачено трудностями, связанными с семьей. Рос он в достатке и был обеспечен, так как его отец был знатным афинским горожанином. В юные годы, Платону посчастливилось стать учеником Сократа. Он присутствовал на всех его публичных, ораторских выступлениях, внимал его идеям и стремился достичь тех же высот, как и его мастер.

После смерти Сократа, Платон вместе с другими последователями ушел из Афин и много путешествовал. Он побывал в Италии, Сицилии и посетил много городов в Египте. Путь его продолжался очень долго, до тех пор, пока он снова не вернулся в родной город. После прибытия, он купил небольшой участок, на котором располагалась небольшая роща.

На этом месте он создал свою Академию, руководством которой занимался единолично и самостоятельно. Такое наименование было приурочено к тому, что растительная местность, на которой располагалась жизнь философа, носила имя Академа. Впоследствии, Академия Платона просуществовала тысячелетие.

Фундаментом всего учения Платона стала мысль и его учение об идеях. Он возвышал идею о «бестелесной» материи и форме различных воззрений. Платон сводил к минимуму значение вещей и явлений, которые имеют овеществленный характер. Он считал, что они не относятся к постижению и достижению бытия, а сводятся к подвижному образу. Истинными, по мнению мыслителя, являются только идеи, постичь которые может далеко не каждый. Их сущностную природу могут увидеть лишь мыслители, которые могут постичь бытие и добиться его истинного познания.

Самым главным произведением Платона является трактат «Государство». В нем, основной нитью прослеживается идея связи государства, человека и Вселенной. Платон полагал, что как человеческое существо может быть справедливым, так и государству может быть присуще данная характеристика. Его связь между тремя этими понятиями прослеживается в следующих трех характеристиках:

  1. разумной человеческой душе и совещательному государству соответствует сословие правителей;
  2. яростным началам характера человека и защитному государству соответствуют воины;
  3. стремящемуся к удовлетворению желаний человеку и деловому государству способствует формирование сословия производителей.

Выделяя данные категории людей, он все это сводил к пониманию справедливости. То есть, в государстве все должны заниматься тем, для чего были рождены и выполнять свою роль в его становлении. Так, например, философам необходимо править, так как им доступна способность мыслить, воины обязаны вставать на защиту государства, а производителям, ремесленникам и земледельцам, заниматься своим ремеслом.

Идеальное государство для Платона складывается посредством объединения многих его черт и характеристик, в совокупности играющих важную роль для его формирования. Одной из таких черт он считал равенство между женским и мужским населением. Он не видел разницы между половыми различиями и был уверен, что женщины на уровне с мужчинами окажутся способными в содействии развития государства.

Немаловажным атрибутом для мыслителя была идея о том, что править государством должны лучшие из лучших, именно тогда оно будет справедливым и истинным. В основе реализации он видел продвижение к власти философов, которые, управляя государством и народом, будут издавать истинные и справедливые законы.

К основным видам государства Платон причислял следующие: аристократия, тимократия, тирания, олигархия и демократия. Самым правильным и важным он считал аристократическую форму правления, отдавая предпочтение ей в устройстве государственности. Остальные четыре оставшиеся формы он сводил к порочащим государственной строй характеристикам.





Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: