» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Литвинова Анастасия Константиновна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Контрольно-надзорные функции Счетной палаты России

Статья просмотрена: 21 раз
Дата публикации: 7.12.2019

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ФУНКЦИИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ

Литвинова Анастасия Константиновна

cтудент 2 курса, факультет экономики и финансов

Сибирский институт управления– филиал РАНХиГС Р.Ф, г. Новосибирск

 

Аннотация. Тема рассмотрения контрольных функций Счетной палаты Российской Федерации достаточно актуальна в настоящее время, так как значимость проводимых ею контрольных мероприятий очень высока и позволяет, прежде всего, на государственном уровне, выявить случаи нарушения законодательства, нецелевого использования средств, не говоря уже о том, что федеральный бюджет не может быть принят без согласия со Счетной палатой. Счетная палата Российской Федерации по праву вошла в чисто важнейших государственных органов страны, активно влияющих на повышение качества и культуры управления государственными финансами, достигла современного, адекватного требованиям и вызовам времени уровня.

Ключевые слова: Счетная палата РФ, финансы, государство.

 

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.[1]

Необходимость создания Счетной палаты РФ предусмотрена на самом высшем уровне — ст. 101 Конституции РФ закрепляет, что в целях обеспечения надлежащего контроля над формированием государственных доходов и рациональным их использованием, а также улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации Федеральным Собранием образуется Счетная палата РФ.[2]

Счетная палата Российской Федерации – постоянно действующий высший орган внешнего государственного контроля, подотчетный Федеральному Собранию Российской Федерации. Счетная палата осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.[3,4]

Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.

Миссия Счетной палаты – контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации. Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

При исполнении своих задач Счетная палата обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

Задачами Счетной палаты являются:

  1. организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;
  3. анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;
  4. оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;
  5. определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации.[5]

 

Заключение

Важное место в системе государственного финансового контроля  принадлежит Счетной палате, которая является постоянно действующим и независимым контрольным органом.

Итоги лет деятельности свидетельствуют, что Счетная палата проводит эффективную работу по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет заключить, что она стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Ст.101
  2. Запольский С.В. Финансовое право : учебник для академического бакалавриата— 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 491 с
  3. Мельник М.В.Ревизия и контроль : учебник / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев,А.Л. Звездин / под ред. проф. М.В. Мельник. — 25е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2009 — 640 с.
  4. Смелик, Р.Г. Контроль и ревизия: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Р.Г. Смелик, Е.Г. Осташенко. — Электрон.дан. — Омск :ОмГУ, 2016. — 152 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/89986. — Загл. с экрана.
  5. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://audit.gov.ru, свободный.-Загл. с экрана.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: