» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Гирфанов Тимур Александрович, Баширов Тимур Анварбакович, Студент магистратуры; научный руководитель, кандидат философских наук, доцент
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Характеристика философской школы – кинизма

Статья просмотрена: 1053 раз
Дата публикации: 4.12.2019

УДК 141

Характеристика философской школы – кинизма

Гирфанов Тимур Александрович

студент магистратуры

научный руководитель: Баширов Тимур Анварбакович

доцент, кандидат философских наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

Аннотация. Кинизм как философия бедных, гонимых и разочаровавшихся людей и способ их жизнедеятельности. Причины возникновения философии кинизма. Образ жизни киников, его влияние на идеологическое оформление христианского аскетизма. Популярность учения киников. В данной статье описывается что такое кинизм, в чем заключаются его основные правила, а также когда кинизм появился и основные недостатки данной философской школы.

 

Для того, чтобы ответить на вопрос, легко ли быть киником, сначала необходимо в полной мере понять, что же такое кинизм. Эта философская школа, как известно, зародилась в Древней Греции, её основателем считается Антисфен. Существует несколько версий происхождения названия школы. Согласно одной, место, в котором Антисфен занимался со своими учениками, называлось Киносарг, в честь него киники и получили название. Другая версия гласит, что одного из самых знаменитых представителей этой школы, Диогена Синопского, жители Афин прозвали собакой за его образ жизни, а позже в честь этого прозвища дали название и всей школе. Некоторые исследователи утверждают, что Антисфен называл себя аплокионом (истинным псом), за что кинизм и получил своё название [1].

Известно, что Антисфен ходил в дырявом плаще, а Диоген жил в бочке. Таким образом философы демонстрировали своё отношение к вещам и к зависимости от материальной составляющей жизни. Представители кинизма часто говорили, что роскоши они желают детям своих врагов, подчёркивая таким образом разрушающую силу богатства.

Некоторые задатки кинизма присутствовали ещё в мировоззрении Сократа, однако Антисфен, Диоген, Кратет и другие философы довели их до некоего абсурда.

Если бы мы были киником во времена Древней Греции, вам следовало бы опасаться острых высказываний со стороны Сократа. «Сквозь дыры твоего плаща просвечивает тщеславие», – говорил он Антисфену, указывая на то, что своим образом жизни тот не отказывается от заносчивости, а лишь проявляет её в другом виде [2].

Среди наследия киников не осталось трактатов или других письменных работ, единственное, чем мы можем довольствоваться – анекдоты и истории о жизни некоторых приверженцев школы. Условно можно обозначить три А кинизма: аскесис, апедевсия и автаркия. Первое А, аскесис – способность к отчуждению и перенесению трудностей, возникающих в связи с ним. Для киников он выражается в отказе от всего, что не является крайне необходимым для жизни. Апедевсия – отказ от культурных и религиозных догм, отчуждение от общества и его культуры, «независимость». Автаркия – крайняя самостоятельность, отстранение от семьи и государства, своеобразная свобода.

Кроме того, если кто-то решит стать философом-киником, то он вынужден будет смириться с тем, что философствование, как ни странно, должно выражаться не в словах и рассуждениях, а в поступках, в образе жизни. Здесь ярчайшим примером является Диоген. Человек, живший на площади в глиняном кувшине, предназначенном для хранения зерна, масла или вина. Существует легенда, согласно ей Диоген посетил оракула, который посоветовал ему заниматься «перечеканкой монет (ценностей)». Это наставление будущий философ понял буквально и стал заниматься изготовлением фальшивых монет, но после изгнания переосмыслил слова оракула и начал заниматься переоценкой ценностей в философии. Диоген часто шокировал публику, как сказали бы сейчас. Он употреблял пищу прямо на площади, что в Древней Греции считалось неприличным действием. Известна история о том, как знаменитый киник принёс Платону ощипанную курицу, заявив, что это и есть платоновский человек. Однако подобные выходки не отталкивали жителей Афин. Однажды пифос Диогена намеренно разбили, но афиняне подарили ему новый. На надгробии философа был установлен памятник в виде собаки. Также примечательно, что Диоген умер в один год, а согласно некоторым источникам и в один день с Александром Македонским. Таким образом и отказавшийся от всего киник, и великий император в конечном итоге оказались в «равных условиях» [3].

Нельзя однозначно сказать, легко ли быть киником. Ещё сложнее найти грань, отделяющую разумный отказ от вещей и уместную, в некотором смысле грамотную позицию в отчуждении от сумасшествия или напыщенности в своих действиях. Кроме того, в условиях современности сам собой ставится вопрос общественного отклика и понимания такой философии. Ведь если кто-нибудь решит поселиться в кувшине прямо на городской площади, последнее о чём подумают люди, так это о том, что перед ними последователь киников.



Список литературы:

  1. История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина.
  2. Нахов И. М. Кинизм и цинизм. Отжившее и живое (к истории понятия и слов) // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии, Вып. IX. М., 1987, с. 231.
  3. «Антология кинизма», М., «Наука», 1984.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: