» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Зибрина Любовь Николаевна, магистрант
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Нивелирование налогового риска недостижения заданного объема налоговых поступлений в бюджет в рамках финансировании системы социальной защиты населения

Статья просмотрена: 84 раз
Дата публикации: 4.12.2019

УДК 369.04

НИВЕЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО РИСКА НЕДОСТИЖЕНИЯ ЗАДАННОГО ОБЪЕМА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В  БЮДЖЕТ В РАМКАХ ФИНАНСИРОВАНИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Зибрина Любовь Николаевна

магистрант

Пугачев Андрей Александрович

кандидат экономических наук

доцент кафедры финансов и кредита ЯрГУ им. П.Г. Демидова, г. Ярославль

 

Аннотация. В статье рассматриваются источники финансирования системы социальной защиты населения. Особое внимание уделяется налоговым поступлениям как источнику формирования финансовых потоков, а также возникающим при привлечении данного источника налоговым рискам. По результатам анализа факторов, оказывающих влияние на финансирование системы социальной защиты населения, предложен возможный механизм нивелирования последствий возникновения налоговых рисков.

Ключевые слова: социальная защита населения, финансирование, бюджет, налоговый риск, социальное бюджетирование.

 

Финансовое обеспечение функционирования системы социальной защиты населения  в Российской Федерации осуществляется посредством привлечения ресурсов из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

           Значительная часть средств, направляемых на  финансирование социальных обязательств, образуется путем аккумуляции налоговых поступлений, перераспределяемых при помощи межбюджетных трансфертов между элементами бюджетной системы (посредством дотаций, субвенций, субсидий, иных межбюджетных трансфертов), что говорит о многоуровневом и многоканальном характере финансирования социальной защиты населения страны.

Финансирование системы социальной защиты населения обеспечивает формирование таких финансовых потоков, как:

  • расходы, связанные с социальным страхованием работающих групп населения;
  • расходы, связанные с пенсионным обеспечением;
  • расходы, связанные с применением мер социальной поддержки социально уязвимым слоям населения (инвалиды, малообеспеченные, безработные);
  • расходы, связанные с социальным обеспечением детства и материнства [5].

В своей совокупности, налоговые поступления и доходы государственных внебюджетных фондов можно определить как «социальный бюджет», то есть объединение разнонаправленных по источникам формирования и способам их распределения ресурсов.

В связи с вышесказанным, можно утверждать, что стабильное функционирование механизмов социальной защиты населения, поступательный рост ее финансовой обеспеченности зависит, в том числе, от  возможных изменений рыночной конъюнктуры сырьевых товаров или ухудшения макро- и микроэкономических показателей развития государства. Данный факт обусловливает привлечение для финансирования социальных расходов внебюджетные фонды как особой формы аккумулирования финансовых ресурсов.

Привлечение средств государственных внебюджетных фондов (доходы которых формируются за счет законодательно установленных обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц) на настоящем этапе социально-экономического развития страны является гарантом соблюдения прав граждан на социальную защиту, нивелирования последствий возможного возникновения налогового риска недостижения заданного объема налоговых поступлений в  бюджет.       

Возникновение вышеназванного налогового риска в современных условиях обусловлено следующими факторами: низкий уровень доходов населения; низкая продолжительность жизни и высокая смертность населения; неравномерность развития регионов и отсутствие стимулов к самостоятельному развитию регионов; убыточность предприятий частного и государственного сектора (доля убыточных организаций в экономике составляет около 35%) [4].

Таблица 1. Поступление средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2015-2018 гг. (миллионов рублей) [сост. по 4]

 

2015

2016

2017

2018

Поступление

541282[1]

6164141

6918251

7352401

из него:

 

 

 

 

налоги, страховые взносы

531171

559764

583101

651626

из них:

 

 

 

 

страховые взносы наобязательное социальное страхование на случай
временной нетрудоспособности  и в связи с материнством

435383

458166

473483

530891

страховые взносы на обязательное социальное
страхование от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний

95735

101559

109579

120713

налог, взимаемый в связи с применением упрощенной
системы налогообложения

6[2]

92)

82)

32)

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

единый сельскохозяйственный налог

безвозмездные поступления:

 

 

 

 

из федерального бюджета

30440

25032

50083

51934

средства ФФОМС

18368

17819

16086

15159

 

Как следует из таблицы 1, с 2015 года наблюдается уменьшение налоговых поступлений в Фонд социального страхования Российской Федерации с одновременным ростом поступлений от страховых взносов. Данная тенденция обусловлена, в первую очередь, повсеместным внедрением механизмов налоговых льгот, в том числе применения упрощенной системы налогообложения.

Ввиду влияния вышеуказанных факторов, существующая система налогообложения обладает следующими характеристиками:  собираемость налогов находится не на высоком уровне относительно развитых государств, возникает проблема «недофинансирования», или недостаточного финансирования социальной сферы. Таким образом, увеличивается вероятность наступления налогового риска недостижения заданного объема налоговых поступлений в  бюджет, в частности, в рамках финансировании системы социальной защиты населения.

В связи с вышесказанным, для обеспечения эффективного распределения налоговых и неналоговых поступлений в рамках реализации мер социальной защиты населения, а также нивелирования последствий влияния на функционирование системы социальной защиты риска недостижения заданного объема налоговых поступлений необходимо обеспечить рациональность и экономическую обоснованность направления денежных средств на ту или иную цель. Эффективным механизмом реализации данной задачи, на наш взгляд, может стать социальное бюджетирование. Инструментарий данного механизма включает в себя разработку  процедур обоснования важнейших характеристик социального бюджета, специальных методов анализа статической информации, обеспечивающих стабильное и бесконфликтное функционирования различных финансовых и социальных институтов [1]. Социальное бюджетирование направлено на составление счетов общественных доходов и расходов по укрупненной статье «социальное обеспечение» населения с учетом возможностей налоговой системы страны и системы социального страхования.

Таким образом, в настоящее время механизм финансирования социальной защиты населения, в частности, с использованием налоговых поступлений, имеет некоторые уязвимости. В частности, достаточно высоким остается риск недостижения заданного объема налоговых поступлений в  бюджет. Для нивелирования последствий проявления данного риска могут быть использованы различные финансовые механизмы, в том числе «социальное бюджетирование». Эффективность применения данного механизма обусловливается возможностью рационального распределения и направления на финансирование мер социальной защиты доходов, поступающих из различных источников: как налоговых поступлений, так и начислений социальных страховых взносов, межбюджетных трансфертов.



Список литературы:

  1. Алексахин А.С. Налоговые доходы и расходы на социальную сферу: взаимообусловленность [Электронный ресурс] / А.С. Алексахин// Проблемы экономики и юридической практики – № 4 – 2012. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovye-dohody-i-rashody-na-sotsialnuyu-sferu-vzaimoobuslovlennost.
  2. Роик, В.Д. Социальный бюджет России: от патерналистской к страховой парадигме [Электронный ресурс] /В.Д. Роик// Народонаселение – № 1 – 2017.– Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-byudzhet-rossii-ot-paternalistskoy-k-strahovoy-paradigme/viewer.
  3. Черникова, Г. В. Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного Фонда Российской Федерации: учебно-методический комплекс / Г.В. Черникова – М.: Директ-Медиа, 2016 – 34 с.
  4. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://old.gks.ru/.
  5. Шайхатдинов, В.Ш. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / В. Ш. Шайхатдинов [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 717 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: