» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Кораблева Анастасия Сергеевна, Кирюхин Алексей Юрьевич, Студент; доцент, кандидат педагогических наук
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Экология семьи

Статья просмотрена: 233 раз
Дата публикации: 9.12.2019

УДК 159.9.07

ЭКОЛОГИЯ СЕМЬИ

Кораблева Анастасия Сергеевна

студент

Кирюхин Алексей Юрьевич

доцент, кандидат педагогических наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак

 

Аннотация. Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. В каждой семье должна поддерживаться своя экология.

 

Слова «семья» и «экология» на первый взгляд могут показаться совершенно несовместимыми. Это печальное заблуждение, ведь именно это словосочетание может многое изменить в жизни человека, сделав ее гармоничнее и счастливее.

Аналоги слова «семья» присутствуют почти во всех языках мира, а его происхождение до сих пор вызывает споры в среде специалистов. Одна из самых распространенных версий строится на сочетании в нем числительного «семь» и местоимения «Я». Альтернативное мнение опирается на славянское «semja», которое не предполагает пересчета родственников, обращаясь скорее к вопросу совместного владения квадратными метрами. Это слово восходит к обозначению территориальной общности. Другая более любопытная версия гласит, что «семья» происходит от слова «семя». Нередко в отношении бабушек, дедушек или более отдаленных предков используется метафорический образ корневой системы дерева. Известно выражение «не забывай о своих корнях». «Семя» в происхождении слова «семья» - это некоторый образ корней. Семя прорастает и дает жизнь. Семейство – разросшееся семя. В этом контексте семья представляется живым организмом. Она зарождается, растет, развивается и умирает.

Одни из самых распространенных ассоциаций со словом «экология» – природные катаклизмы и школьная программа. Как и слово «семья» понятие «экология» тоже имеет свою историю. Его предки в свое время проживали в Греции, а звали этих прародителей «oikos» и «logos», что буквально означает «жилище» и «наука». В дословном переводе экология – это наука о доме.

В первую очередь экология – это вопрос качества среды, в которой обитают живые организмы. Экология семьи – это вопрос благополучия семейной среды. Как чувствуют себя ее обитатели? Благоприятная среда является безопасным местом, пространством, где можно обрести покой и восстановить силы, получить любовь и поддержку [1].

Уже говорилось, что семья как экологическая система – это среда, пространство, где протекает жизнь ее членов. Ученые-экологи нередко вместе с понятием среды используют понятие «экологической ниши» как некоторого места, которое один организм занимает среди других, проживающих по соседству. Как и все живые организмы, каждый член семьи стремится обрести свою нишу в семейной системе. Экологическая ниша – это комфортное пространство, которое, с одной стороны, позволяет находиться в покое и безопасности, удовлетворяя при этом основные потребности, а с другой – оставляет возможности для развития и реализации себя. Важно понимать, что экологическая нища – это не коробка, в которую человек может спрятаться от окружающего мира. Совсем наоборот – обретение своей индивидуальной и комфортной ниши усиливает контакт с близкими и укрепляет внутрисемейные связи. Если эти связи рвутся (например, по причине развода), экологическая система разрушается [2].

Появление в семье ребенка всегда оказывается потрясением для системы, так же как возникновение нового вида с его уникальными потребностями меняет все функционирование экосистемы в живой природе. Успешность встраивания ребенка в систему семьи зависит от того, насколько она готова его принять, какие меры предприняли родители, чтобы подготовить семью к расширению. Младенец двух дней от роду уже занимает свою экологическую нишу. Это ниша, которую в той или иной мере успели подготовить для него родители, поэтому так важно планировать и заранее готовиться к появлению маленького члена семьи. От того, удалось ли родителям выстроить и сохранить гармоничные семейные отношения, зависит то, каким ребенок увидит мир вокруг себя: будет ли для него мир хорошим и безопасным местом или наоборот непонятным, враждебным и пугающим.

Когда в семье не один, а двое или трое детей, родители нередко удивляются их непохожести. Казалось бы, все дети воспитываются в одни и тех же условиях, в одной и той же системе, а растут при этом совершено разными. Как же так получается?

Во-первых, каждый человек уникален и даже родные братья и сестры имеют между собой массу различий, в том числе и на генетическом уровне. Данные человеку от рождения природные задатки могут наблюдаться у одного ребенка и при этом совершенно отсутствовать у другого.

Во-вторых, стоит понимать, что о равных условиях не может быть и речи. Когда на свет появляется первый ребенок, он вступает в систему, состоящую только из отца и матери. В свою очередь его брат или сестра с рождения будет искать свою экологическую нишу в системе уже из трех элементов [3].

Итак, семья – это постоянно развивающийся живой организм, о котором необходимо заботиться так же, как мы заботимся о природе. Экология



Список литературы:

  1. Березанцев А. Ю., Булыгина В. Г., Абольян Л. В. Семья, социальная экология и психосоматическое здоровье детей и подростков// Журнал Вопросы современной педиатрии Выпуск № 4 / том 11 / 2012
  2. Гольцова Е.В. Экологический подход к анализу условий жизнедеятельности семьи, Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, №3(91), ЧАСТЬ1, 2013г.
  3. Гольцова Е.В. Экология семьи как направление социальной экологии. Научно-практическая конференция STUDIUM – IX, Иркутск, ИГУ, 2009г.
  4. Карташова Л. А. Социально-экологические проблемы в области семьи.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: