» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Александрова Екатерина Павловна, воспитатель учебного курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогическая поддержка детской одарённости в условиях кадетского училища

Статья просмотрена: 295 раз
Дата публикации: 11.12.2019

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

ВУСЛОВИЯХКАДЕТСКОГОУЧИЛИЩА

Александрова Екатерина Павловна

воспитатель учебного курса

ФГКОУ Оренбургское президентское кадетское училище, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье представлены основополагающие характеристики педагогической  поддержки  детской одаренности в условиях кадетского училища, особенности деятельности классного руководителя в целях разработки индивидуального маршрута кадета училища.

Ключевые слова: одаренность, педагогическая поддержка, направления педагогической поддержки, индивидуальный маршрут кадета.

 

Процессы, происходящие  в современном мировом сообществе,  изменили взгляд на роль и место образования в нем.  Стало бесспорным признание личности центром деятельностного  осмысления современных социальных и экономических  процессов общественного развития. При этом возникает необходимость  использования  потенциальных  возможностей  растущего человека, что позволяет выявить способности, обусловливающие широту возможностей  человека, уровень и своеобразие его деятельности.  Добьется ли человек успеха - зависит от того, будет ли выявлены эти способности, помогут ли родители, педагоги и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни [5].

Многозначность термина «одаренность» указывает на многоаспектность данной проблемы. Одаренность умственная – общая способность человека сознательно направлять свое мышление на новые требования; общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни.

Роль одаренности, интеллекта  в современном мире постоянно возрастает, так как экономика и социальная практика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Создание условий развития и педагогическая поддержка одаренности - это необходимый элемент  нашей политики  на ближайшие годы [1].

В нашей стране накоплен многообразный и эффективный опыт работы с одаренными детьми в различных сферах проявления их одаренности (достижения в учебе, спорте, искусстве и целом ряде других сфер). Многие  успешные формы работы с одаренными детьми, распространенные сегодня в мире, давно и успешно применяются на протяжении многих десятилетий. Так  дополнительное образование располагает педагогическими возможностями развития одаренности, когда  в процессе  интеллектуальных и творческих дел востребованными становятся личностные ресурсы детей. Спортивные состязания,  ориентация на  профессиональное самосовершенствование, использование других внешкольных ресурсов (музеев, театров, спортивных организаций, лагерей отдыха и др.)  представляет внеучебный  образовательный  ресурс обнаружения одаренности.

  «Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» - писал В.А. Сухомлинский. Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие дары природы. Этим даром природа наделила всех, только в разной степени. Одаренным человеком называют того, чей дар превосходит средние возможности других людей.   Понятием «одаренные дети» мы обозначаем некую исключительность. Эти дети уже по определению отличаются превосходством над сверстниками. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Это и способствует выявлению одаренности ребенка [8].

Одаренность (талант) — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.   Одаренный (талантливый) ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [4].

Миссия  государства и педагогов - обеспечить условия для выявления и развития одаренности детей, превращая задатков  и способностей  личности в  её реальные достижения  в интересах самого человека, общества и государства независимо от сферы одаренности, места жительства, социального  положения. Работа с одаренными и талантливыми  детьми  не отменяет необходимость обеспечения доступности образования, создания условий для получения качественного образования каждым ребенком [9].

Во все времена общество занималось выявлением, поиском и развитием талантливых детей. Это естественно, так как способности, определенные склонности к разным видам деятельности, особенно талант и гениальность, всегда ценились.

В  первую очередь, в работе с одаренными детьми были заинтересованы родители, которым было важно, чтобы способности их детей развились.

Во - вторых,  педагоги стремились передать все  необходимое из своего багажа знаний и умений именно способным детям, оказывая всяческую педагогическую  поддержку.

В Оренбургском президентском кадетском училище ведется работа по созданию новой модели учреждения, ориентированной на новое содержание образования, новые технологии обучения. Создаются условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей, а так же одаренности  каждого кадета.

Отвечая требованиям современного общества, училище нацелено на  формирование мобильной и конкурентоспособной личности, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, владеющей навыками самообразования и исследовательской деятельности; воспитание здоровой и свободной личности, обладающей необходимым мировоззренческим кругозором, способностью творчески мыслить, удивляться и познавать окружающий мир, владеющей практическими навыками и умениями находить решения в нестандартных ситуациях, нацеленной на открытие нового и способной к глубокому осознанию своего опыта.

В реализации единства основных и дополнительных образовательных программ заложен приоритет развития личности, что предполагает: учет познавательных интересов и индивидуальных особенностей кадета в обучении; педагогическую поддержку в учебной деятельности; предоставление права выбора кадетом  видов и форм деятельности в системе дополнительного образования и обусловленность высокопрофессиональным уровнем преподавателей, воспитателей и руководителей, работающих в единстве.

Деятельность педагогического коллектива ориентирована на личность, что способствует  максимальному ее раскрытию и развитию потенциала одаренности. Все это заложено в педагогической поддержке,  гуманном, бережном отношении  к личности ребенка, учету приоритета  ее интересов и ценностей.  Педагогическая поддержка одаренности кадет способствует реализации  индивидуальной образовательной траектории, что содействует раскрытию познавательных возможностей личности.

Педагогическая поддержка как особый вид педагогической деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях (и вне их), предполагает сохранение  и усиление активной позиции личности в поиске и реализации способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности. В училище  разработана системы вовлечения талантливых детей в научно- исследовательскую, проектную и инновационную деятельность через создание и развитие научных обществ, проектно-учебных групп, научных лабораторий; вовлечение их  в  конкурсные формы работы в области проектной и творческой деятельности.

Педагогическая поддержка  кадет  Оренбургского президентского кадетского училища осуществляется по следующим направлениям:

  • помощь в интеллектуальном развитии (освоении способов продуктивного мышления, рациональных приемов учебной деятельности, мыслительных операций);
  • помощь в осуществлении мотивации профессионального и личностного выбора (осознание потребностей, мотивов, целеполагающей деятельности);
  • содействие формированию адекватной самооценки и состояния внутреннего эмоционального комфорта (эмоционального равновесия, чувства уверенности в своих силах);
  • содействие выработке волевых свойств, преодолению себя;
  • формирование саморегуляции (самоорганизации, самоуправления, чувства собственного достоинства);
  • развитие творческих способностей (неповторимости, оригинальных решений, индивидуального стиля деятельности и поведения);
  • взаимодействие в смыслопоисковой активности (формирование ценностно-смысловых ориентаций);
  • достоинство и доверие, вера в миссию каждого кадета, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
  • ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения;
  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия кадет в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем для кадет, готовность и способность быть на стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

Особая роль отведена классному руководителю, который  ближе всех стоит к личности растущего человек, который  не просто выполняет свои профессиональные функции, а создает условия,  позволяющие   реализовать и развивать разнообразные стороны своего “Я”. Этому  подчинены  содержательные аспекты деятельности классного руководителя, осуществляемые формы и методы взаимодействия с кадетами.

В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к оценке своей деятельности, поведения, мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи,  зачастую они не похожи на обыкновенных воспитанников в своем восприятии мира, манере поведения, самооценке [3]. Понять такого ребенка, по достоинству оценить его индивидуальность, раскрыть  и поддержать  его потенциальные возможности, создать  условия для их максимальной реализации, положительно воспринять его и развивать лучшее в нем - задача педагогов.

Целенаправленная система средств, многообразие и вариативность форм и методов организации педагогической поддержки детской одаренности позволяют реализовать  комплексный подход к саморазвитию. При этом основополагающим является  создание оптимальных условий и поддержка  раскрытия и развития индивидуальных  способностей каждого кадета на основе ценностных ориентаций и созидания нового,  необычного в различных предметно-тематических областях.

Таким образом,  педагогическая поддержка одаренности детей становится тем фундаментом, который необходим инновационной школе для оказания дифференцированной помощи нуждающемуся в ней ребенку на протяжении всего периода обучения с целью построения индивидуальной траектории развития, на основе учета его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей в целях обеспечения максимально возможной  самореализации личности.

Педагогическая поддержка детской одаренности рассматривается как  особая стратегия и тактика, направленная на  индивидуальную помощь в выборе ценностных ориентиров жизнедеятельности каждого.



Список литературы:

  1. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. Пер.с англ. - Прогресс, 2004г.
  2. Елисеева Е.В. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности. Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения "Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования."(23-24 апреля 2003г.). М.,2003.
  3. Ильницкая И. А. Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренных детей и подростков. Омск, 2006.
  4. Матюшкин А. М., Сиск Д. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 2005. –№ 4. – С. 88 – 97.
  5. Попова В. И. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / составит. И науч. ред. проф. В.И. Попова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 284 с.
  6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учеб.пос. / Науч. ред. Н.Б. Крылова. М., 2006.
  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
  8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003.
  9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продук¬тивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. - (Педагогическая мастерская).
  10. Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.
  11. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». 2004. С. 336.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: