» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: История пейзажа и первые эксперименты с пейзажем в русской литературе

Статья просмотрена: 569 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 82

ИСТОРИЯ ПЕЙЗАЖА И ПЕРВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕЙЗАЖЕМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Лидер Ольга Игоревна

студент

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

 

Аннотация. В данной статье рассматривается становление пейзажа в русской литературе, формирование типов пейзажа. Прослеживается влияние различных культур на формирование русского сознания. На примерах творчества деятелей эпохи классицизма: М.В Ломоносова, В.К. Тредиаковского прослеживается эволюция и характер пейзажа в литературе 18 века, определяется значимость классицизма в   развитие теории русского пейзажа.

Ключевые слова: эволюция пейзажа, природа, русское сознание, тип пейзажа, классицизм, гармония, сентиментализм.

 

Изображение природы— один из наиболее важных аспектов самой сущности образного отражения мира, во всех видах искусства, у всех народов и во все века. Пейзаж в художественном произведении становится едва ли не главным средством, позволяющим выразить господствующее представление человека о мире и самом себе. Художественные образы природы всегда насыщены духовно-философским и нравственным смыслом - ведь они и есть та «картина мира», что определяет отношение человека ко всему вокруг. Более того, проблема изображения пейзажа в искусстве наполняется и особым религиозным содержанием.

Эволюция русского и европейского сознания в XV - первой трети XVII вв. во многом схожа, что, наверное, объясняется и более тесными экономическими, культурными контактами, и естественными процессами развития: растёт приоритет и авторитет человеческого разума и как следствие происходит заметное ослабление господства религии в жизни людей. Европа начинает всё больше оказывать влияние на культуру России[1]

Основными достижениями в области пейзажа, по мнению А.Н. Ужанкова, стали: 1) выработанные законы построения: принцип единства времени, места и трёхмерности пространства, 2) пейзаж стал художественной самоцелью автора, в нём «выражалась авторская эстетическая позиция», 3) начал применяться вымысел, 4) «в пейзаже сохранился только один - реальный - смысл и полностью утратился сакральный», 5) «пейзаж не только передавал чувствачеловека, но и оказывал на них своё воздействие, влиял на егоповедение».

С XVIII века, после петровских реформ, мы можем говорить о русской культуре и литературе, во-первых, как о светской и художественной, а, во-вторых, как наследнице и продолжательнице уже не столько византийской, древнерусской, сколько европейской культуры. Две рассмотренные нами линии культуры - древнерусская и европейская - в России XVIII века сомкнулись в единую, с приоритетом европейской (хотя, конечно же, синтез культур и здесь давал о себе знать).

XVIII век как переходная эпоха в развитии русской литературы породил несколько типов литературного пейзажа, каждый из которых нашел свое место в общей художественно-эстетической эволюции той поры. Для классицизма характерной была условность видения природы и жанровая закрепленность того или иного типа «идеального» пейзажа. Свои устойчивые черты имели насыщенный аллегориями и эмблемами пейзаж «высоких» жанров классицизма, прежде всего торжественной оды. Молитвенно-благоговейное восхищение природой — Мирозданьем, Божьим творением звучало в поэтических переложениях текстов Священного Писания, прежде всего переложениях псалмов [2].

В XVIII веке образы природы, а также полноценные пейзажи встречаются в поэтическом творчестве В.К. Тредиаковского: «Вечная весна тамо хранит воздух чистый...» (1730), «Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу» (1752) и др. Не пренебрегает пейзажами М.В. Ломоносов «Одаблаженныя памяти государыне императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года». 

Восторг внезапный ум пленил,

Ведет на верьх горы высокой,

Где ветр в лесах шуметь забыл;

В долине тишина глубокой.<…>

При описании природных богатств России в «Оде на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносов использует перспективу птичьего полёта для описания просторов русских земель[5].

   В эпоху сентиментализма, художники и писатели обратились к спокойному, умиротворённому, с оттенком лёгкой грусти и печали пейзажу.

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792) начинается с развёрнутого на целую страницу пейзажа. Человеку XX-XXI веков, воспитанному на русской классической литературе и картинах из Государственной Третьяковской галереи (где пейзаж - один из самых популярных видов описания, жанров) трудно представить насколько в 1792 году новаторским и смелым приёмом для Н.М. Карамзина был развёрнутый пейзаж всем знакомой московской местности [2].

В произведениях сентименталистов природа обладает собственным духом гармонии. Человек, являясь частью природы, обращается к ней как к связующему звену с Творцом в поисках истинного существования, которое противопоставлено бессмысленной светской жизни. Только наедине с природой человек может задуматься о своем месте в этом мире, осмыслить себя частью универсума. Именно поэтому, в произведениях сентименталистов пристальное внимание уделяется как описанию сельской жизни, так и сельских пейзажей [4].



Список литературы:

  1. Алексеев, М.П. Русская литература и ее мировое значение [Текст] /М.П. Алексеев. - Л.: Наука, 1989. - 452 с.
  2. Аникейчик, Е.А. Нравственно-эстетическое значение пейзажа в русской литературе конца XVIII - начала XIX в.: от сентиментализма к предромантизму. - 2008. - С. 98-175.
  3. Пашкуров, А.Н., Разживин А.И. История русской литературы XVIII века: учебник: в 2 ч. Ч. 2 [Текст] / А.Н. Пашкуров. – М.: Флинта: Наука, 2017. – 536 с.
  4. Ужанков, А.Н. О специфике развития русской литературы XI - первой трети XVIII века. Стадии и формации [Текст] / А.Н. Ужанков. - М.: Языки славянской культуры, 2009. - 264 с.
  5. Федоров, В.И. История русской литературы XVIII века [Текст] / В.И. Федоров. - М.: Просвещение, 1982. - 512с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: