» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Трошина Арина Евгеньевна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Сопоставление творческого наследия С.А. Есенина и А.А. Ахматовой

Статья просмотрена: 214 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 82

СОПОСТАВЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ С.А. ЕСЕНИНА И

А.А. АХМАТОВОЙ

Трошина Арина Евгеньевна

студент

АлтГПУ,  г. Барнаул

 

Аннотация. В данной статье осуществлен сравнительный анализ творческого наследия двух видных фигур ХХ века – А.А. Ахматовой и С.А. Есенина. Указаны сходства и различия в восприятии поэтами революции, новой советской власти.

Ключевые слова: любовная тема, чувства, трагедия, революция, горечь, эмоции.

 

Каждый поэт может увидеть и показать окружающим мир через призму своего сознания.  Всевозможные актуальные позиции проходят сквозь видения создателя, эти взоры бывают видны в его работах. Мир поэта - это зеркало души создателя

У каждого поэта – своя конкретная задача, и каждый из них отыскивает собственный путь в жизни. Люди, занимающиеся творчеством, всю жизнь проводят в розыске предмета собственного предназначения и находят его в форме выражения собственного творчества, в базе которого у одних лежит мелодия слаженного сочетания человека и природы.

Немногие писатели, а точнее, избранные, оставались в стране во времена революции. Оставались те, которые могли принять ее. Воспевали мощь и силу революции. Для кого-то она принесла только боль и мучения, разрушила мечты, надежды, намерения, еще не так давно казавшиеся наиболее правильными и верными. Были и те, которые не воспринимали и не отторгали революцию, но готовы были мучиться вместе со всеми.

Про поэзию А. Ахматовой можно сказать, что она   индивидуальна уже потому, что это поэзия женщины. Есть психологи, которые утверждают, что женщина более уязвима, восприимчива, впечатлительна, чем мужчина (хотя в жизни можно сказать, как раз наоборот) эмоции и чувства могут брать верх над женским разумом. Но почему, прошло столько веков после знаменитой Сапфо, прежде чем дала о себе знать ее преемница – Анна Ахматова. Она сумела в своих стихах показать то, что волновало многих людей, дотронуться до их души.

Естественно, писала А. Ахматова и о природе, и о дружбе, и о роли поэта в поэзии, и о той судьбе, которая близка России. Основная тема у Анны - любовь. О чем бы Ахматова ни писала, все равно у нее где-то должна была присутствовать любовь. И жизнь, для нее, - это любовь, а любовь – сама жизнь. Без любви нет жизни.

Так же воспринимал жизнь и Есенин, где любовь - это эмоции, слаженное сочетание человека и природы. Для нас ясны строки поэта, в которой береза у поэта ассоциируется с возлюбленной девушкой:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая береза,

Что загляделась в пруд? [4, с. 55]

Творчество Есенина было светлым - всего лишь шесть лет, с 1910-1916 г. А 1917-й год, был переломным в судьбе поэта и отразился на его творчестве, это время новой власти.  То, что было естественно, меняется на что-то жестокое, варварское. Есенин не находит себя в революции и находится в безвыходном состоянии. [3, с. 105]

И мы слышим от него уже другое толкование вечной темы. Он считает, с одной стороны, что любовь - это что-то неправильное, а с другой - романическое ощущение, это убежище для человека, который замучен разными мыслями.  Это мы можем заметить в его сборнике «Персидские мотивы», в котором мы видим необыкновенность Шираза, таинственную  красоту персиянок, самая важная роль у Шаганэ, мы могли бы во всем этом увидеть то, что могло бы спасти раннего Есенина от смерти.  Ведь мы не можем утверждать, что смерть - это единственная возможность вырваться из цепких лап постылой и наскучившей жизни, как мы видим в стихотворении цикла «Москва кабацкая» и как потом уже можем увидеть в поэме «Черный человек». Но и сейчас мы можем сказать, что Есенина побеждают разногласия. Ему мерещится измена возлюбленной, меньше он верит восточным просторам и персидским красавицам.

 Все то, что он считал чистым и правильным, осталось где-то далеко. А ведь время мы не в силах остановить, оно идет. И мы можем только догадываться, что будет там - впереди. Возможно ничего.

Для нашего поэта нет будущего, впрочем, как нет и настоящего.

Есенин живет прошлым, он пишет: «Я нежно болен воспоминаньем детства»

Для него эта реальность является лишь печальной историей с трагическим завершением.

И если А. Ахматова пишет:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить… [2, с. 19]

Для Есенина подобная жизнь не существует:

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком... [4, с. 74]

Это, наверное, как нескончаемый сон, который начинается хорошо, радостно и заканчивается на трагической ноте.

Мы замечали такие же грезы и у Ахматовой. Не всегда бывает «просто жить», ведь жизнь «полосатая»- светлое чередуется с темным, на смену страданиям приходит радость. [5, с. 89]

Трагизм жизни находил отражение в лирике:

Все отнято: и сила, и любовь.

В немилый город брошенное тело

Не радо солнцу. [1, с. 28]

И сил не было, да и возможности, чтобы что-то поменять:

…больше нет ни слез, ни оправданий.

Ей очень трудно, она испытывает угнетение, но ведь душа живая. Да, возможно, она сейчас одинока, но она не отказывается от своего народа, не отрекается от мира.

И если ранняя лирика Есенина является ясным днем, то все написанное после «Персидских мотивов», - это темная ночь, на смену которой никогда не придет рассвет.

Страстным желанием поэта было, повенчать на земле «розу белую с черной жабой». И к чему он приходит?  К горькому одиночеству, трагической развязке: Я один.. разбитое зеркало.

А. Ахматова писала:

Сердце усмиряют правильным дыханьем,

А черные мысли - верой в друзья… [4, с. 40]

А. Ахматова остается с теми людьми, которые ее читают и понимают, а С. Есенин не может остаться и уходит трагически. Он оставляет эту жизнь. Возможно, все было иначе, мы не можем утверждать, что он по своей воле ушел из жизни. Мы можем догадываться лишь о том, что у А. Ахматовой душевной силы, любви к людям оказалось намного больше, нежели у С. Есенина. Той любви, которая была у нее, хватило всем, кто ее окружал. Она ее донесла и до нас, настолько далеких от того трагичного времени.



Список литературы:

  1. Ахматова А.А. Сочинения в двух томах Москва цитадель 1996
  2. Ахматова А.А. Вечер. СПб «Цех Поэтов», 1912.
  3. В мире Есенина: сборник статей. М.: Советский писатель, 1986.
  4. Есенин С.А. «Полное собрание стихотворений»
  5. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой-Л.,1973


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: