» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Трошина Арина Евгеньевна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Импрессионистическая поэтика в новеллах Ги де Мопассана

Статья просмотрена: 70 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 82

ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА В НОВЕЛЛАХ ГИ ДЕ МОПАССАНА

Трошина Арина Евгеньевна

студент

АлтГПУ, г. Барнаул

Аннотация. Импрессионизм как направление в живописи возник во Франции в последней трети XIX века и очень скоро распространился на другие области искусства, в том числе литературу. В статье исследуется малоизученный аспект творчества одного из самых ярких писателей того времени Ги де Мопассана, а именно особенности проявления импрессионистических черт, их значение в ранних новеллах французского автора.

Ключевые слова: Ги де Мопассан, импрессионизм, описание, впечатление, художественная деталь

Ги де Мопассан – современник многих известных французских писателей второй половины ХIХ векасключительно интенсивный и краткий по времени (около 10 лет) творческий путь Мопассана, в основном развернувшийся в 80-е годы, совпал с распространением во Франции натурализма.В ярком и многообразном творческом наследии Мопассана, в его трагической писательской судьбе отразилась вся сложность и противоречивость его эпохи. Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников ("Заведение Телье", "Мадемуазель Фифи", "Рассказы вальдшнепа", "Лунный свет", "Мисс Гарриет", "Иветта" и др.). Трудно классифицировать все новеллы Мопассана по принципу художественного жанра, хотя есть среди них и сюжетные, новеллы характера, лирико-психологические и другие.

Ги де Мопассан вошел в литературу в последней трети XIX века, когда в прозе и в системе эпических жанров происходили значительные изменения. Активное новаторство писателей, взаимодействие родов и жанров, а также влияние разных видов искусства на литературу привело к формированию разнообразных течений, стилевых тенденций в рамках преобладающего реалистического направления.

При всем разнообразии новеллистики французского писателя нельзя не выделить главные тематические сферы.

Среди них, в первую очередь, заявляет о себе тема патриотизма французского народа и осуждение захватчиков в новеллах о франко-прусской войне. Только участием в войне, ненавистью к захватчикам и любовью к родине можно объяснить глубину содержания, серьезность и зрелость мастерства Мопассана в его новеллах на эту тему, написанных в первой половине 80-х годов.

Уже в ранней прозе писателя проявились черты стиля импрессионизма, первоначально зародившегося и развивавшегося в живописи (К.Моне, О.Ренуар, Э.Мане и другие), но очень скоро распространившегося и на другие виды искусства, в том числе на литературу. Композиция его новелл очень искусна. Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.

Анализ ранних новелл Мопассана показывает, что писатель стремится следовать основным импрессионистическим принципам в том, что касается темы, техники и особом видении природы. Добавим сюда также и сугубо литературный импрессионистический способ изображения внешности персонажей, описании "вещного" мира, созданного человеком. При этом Мопассан, следуя одной из примет импрессионизма, обращал "пристальное внимание к "обыденности", неброскому, рядовому течению жизни" [3, с. 25].

В новелле "Поездка за город" (1881) мы отмечаем очевидное тематическое сходство со знаменитыми полотнами импрессионистов, такими как "Завтрак на траве" Эдуарда Мане (1863), одноименной картиной Клода Моне (1866), "В лодке" (1874) того же Э.Мане и другими. В произведении отчетливо проявилась такая ключевая особенность импрессионизма, как ориентация на передачу субъективных переживаний личности. Весь объективный мир показан сквозь призму впечатлений незримо присутствующего рассказчика, которые определяют движение сюжета и особенности композиции. Сам рассказчик, от лица которого ведется повествование, с интересом наблюдает за героями новеллы, стремясь понять их внутренний мир, слиться с их мироощущением.

События новеллы "Подруга Поля" (1881) разворачиваются в окрестностях Парижа, на берегу Сены, в местечке, известном как "Лягушатник". "Лягушатник" во времена импрессионистов представлял собой кафе на воде, куда утомленные столичным зноем парижане приезжали на отдых. Свое название "Лягушатник" получил благодаря тому, что здесь в большом количестве собирались проститутки ("лягушки"), одетые в вызывающие, кричащие наряды. Это место было очень любимо парижской богемой – художниками, литераторами. Именно здесь Клод Моне и Огюст Ренуар в 1869 году написали свои импрессионистические шедевры с одноименным названием. Сюда же проводить свой досуг часто приезжал и Мопассан.

Так, в новелле "Парижское приключение" (1881) возникает образ метельщиков, убирающих рано утром еще пустынные парижские улицы. Этот образ прекрасно интерпретирует психологическое состояние героини, которая чувствует душевную опустошенность и раскаяние после неудачного адюльтера. "Целая армия метельщиков подметала тротуары и мостовые, сбрасывая с них весь сор в сточные канавы. Одинаковым размеренным движением, напоминавшим движение косцов в поле, они гнали сор и грязь полукругом перед собою. Проходя улицу за улицей, она видела вновь и вновь, как они движутся тем же автоматическим движением, словно паяцы, заведенные одною пружиной. Ей показалось, что и в ее душе сейчас вымели нечто, сбросили в сточную канаву, в канализационную трубу все ее экзальтированные мечты" [7, с. 88-89].

Мопассан - классик мирового уровня, в чьем творчестве импрессионизм проявился как одна из тенденций в развитии реалистического метода. В его прозе эти тенденции проявляются преимущественно в новеллах, в которых отчетливо проявился важнейший импрессионистический принцип, который, как определяет его Л.Г.Андреев, "настаивает на впечатлении, на субъективном восприятии, на ощущении, сохраняя, однако, внешние источники впечатлений" [1, с. 52].



Список литературы:

  1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.: МГУ, 1980. 250 с.
  2. Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Избранные страницы в 2-х т. М.: Художественная литература, 1964. Т.1. 711 с.
  3. Захарова В.Т. Импрессионизм в русской прозе Серебряного века: монография / Отв. ред. В.Т.Захарова. Н. Новгород, 2012. 271 с.
  4. Лану А. Мопассан. М.: МОСТЭПиК, 1992. 383 с.
  5. Мопассан, Ги де. Полное собрание сочинений: в 12 т. М.: Правда, 1958. Т.11. 448 с.
  6. Мопассан, Ги де. Пышка. Пьер и Жан. Сильна как смерть / Ги де Мопассан. М.:АСТ: Астрель, 2011. 640 с.
  7. Мопассан, Ги де. Лучшие новеллы / Ги де Мопассан. М.: Издательство "Э", 2017. 416 с


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: