» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Бобкова Алина Николаевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Компаративный анализ расходов центрального правительства США и России: выводы и предложения

Статья просмотрена: 73 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 338

КОМПАРАТИВНЫЙАНАЛИЗРАСХОДОВЦЕНТРАЛЬНОГОПРАВИТЕЛЬСТВА США И РОССИИ: ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Бобкова Алина Николаевна

Козлова Анастасия Вячеславовна

студент

научный руководитель: Хачёва Лариса Витальевна

кандидат экономических наук, доцент

УрГЭУ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Актуальность темы связана с тем, что в России резкие скачки цены на нефть привели страну к бюджетному кризису. При этом бюджетная политика с тех времён не изменилась. Поэтому стоит сравнить расходную политику двух стран в их сходствах и различиях, проанализировать структуру бюджета и дать рекомендации по улучшению ситуации.

Ключевые слова: бюджет, расходы, Российская Федерация, США.

 

Россия и США – это государства федеративного типа устройства, поэтому в этих странах присутствует общенациональный «карман» – федеральный бюджет. В случае России обычно рассматривают не только расходы федерального бюджета, но и внебюджетных фондов, которые подотчётны центральному правительству. 

Размер бюджетов этих стран разный, не только в абсолютном, но и в относительном измерении. Если взять бюджет США, то в 2018 году он составлял 4,1 трлн долл.[1], – 20% от ВВП США за этот же период (20,5 трлн долл.) [2].

В РФ в 2018 г. федеральный бюджет исполнил 16,7 трлн руб., а на долю фондов пришлось 11,2 трлн руб., в сумме расходы центрального правительства составили 24,5 трлн руб. (3,3 трлн было переведено из федерального бюджета в фонды). Что в долларовом выражении составило 352,6 млрд, что отражено в табл. 1. Сравнив расходы центрального правительства РФ с ВВП страны за данный период (104 трлн рублей), выяснится, что они составляют более 23,5% от ВВП[3].  

В США значительными тратами федерального бюджета являются пенсии населению (25,5%), как и в России (33,1%). Это обусловлено тем, что в странах действует перераспределительная система пенсий (отчисления происходят от работающего населения пенсионерам), в противоположность накопительной системе пенсий.

Такую пенсию получают, в основном, малообеспеченные люди, потому как остальные получают либо корпоративную, либо самостоятельно накопленную пенсию. В России институт корпоративных пенсий находится лишь в зачаточном состоянии, а инвестированию в свою будущую пенсию населению мешает негативный опыт 1990-х гг., низкая финансовая грамотность, а также низкие зарплаты, которые не позволяют населению заниматься инвестициями, по причине того, что большая часть зарплаты уходит на текущее потребление.

Данная ситуация, в первую очередь негативно сказывается на развитии фондового рынка и экономическом росте России (а не США, потому как там фондовый рынок уже развит). Ведь накопительные пенсионные фонды и страховые компании играют значительную роль в развитии экономики. Они имеют огромные средства, которые не могут тратить, но могут вкладывать в акции и облигации, что значит: 1) фирмы получат дополнительные инвестиции; 2) это служит причиной тому, что акции и облигации активнее торгуются на рынке. Рынок становится ликвидным, что приближает его к «совершенному» состоянию, в котором рынок отражает всю необходимую информацию о компаниях через цену акций. Это значит, что он становится более эффективным, что привлекает инвесторов.

Таблица 1. Расходы федеральных бюджетов США и РФ в 2018 гг.

Наименование показателя

РФ

США

Расходы бюджета - всего

В млрд. долл.

Доля в общих расходах

В млрд. долл.

Доля в общих расходах

352,6

100%

4109

100%

Оборона

40,7

11,54%

859

20,91%

Образование

10,4

2,95%

107,9

2,63%

Социальная политика и здравоохранение

67,1

19,02%

1488,2

36,22%

Государственный долг

11,6

3,29%

325

7,91%

Пенсии

116,6

33,08%

1047,4

25,49%

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

28,4

8,05%

38,2

1%

Прочие траты

 

7583,94

27,68%

236,8

5,71%

Источник: составлено по [4] и [5]

По остальным статьям расходов в целом различий немного. За исключением того, что расходы на национальную безопасность (расходы на полицию, тюрьмы и пр.) в РФ в 8 раз превышают расходы США, ибо они в основном сосредоточены на федеральном уровне, в то время как США известны тем, что полиция работает на уровне штатов. Другим заметным отличием является то, что «прочие траты» в бюджете РФ занимают более 1/4 (в то время как в США немногим больше 5%), что говорит о существенной централизации расходных полномочий на федеральном уровне. 

Таким образом, расходы США и РФ в значительной мере похожи. Но РФ стоит передать больше расходных полномочий на нижестоящие уровни бюджета, т.к. известно, что это повышает экономическую эффективность[6]. Кроме этого, фактический отказ от накопительной части пенсии в 2014 г. – это значительный отход назад. Стоит вернуться к этой практике в будущем.



Список литературы:

  1. https://www.usgovernmentspending.com/year_spending_2018USbn_21bs2n#usgs302
  2. https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.CD?locations=US
  3. https://gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab24.htm
  4. https://www.usgovernmentspending.com/year_spending_2018USbn_21bs2n#usgs302
  5. http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/%20konsolidirovannyj-byudzhet/
  6. Tiebout C. M. A pure theory of local expenditures //Journal of political economy. – 1956 – Т. 64 – №. 5 – С. 416-424.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: