» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Янбаев Гайса Гильмитдинович, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Создание единого органа по управлению государственной гражданской службой как приоритетная мера совершенствования организационной системы управления кадровыми процессами в республике Башкортостан

Статья просмотрена: 270 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 342

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОРГАНА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ МЕРА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Янбаев Гайса Гильмитдинович

магистрант юридического факультета

Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «БашГУ»,  г. Стерлитамак

 

Аннотации. В статье рассматривается перспектива создания единого органа по управлению государственной гражданской службой как приоритетная мера совершенствования организационной системы управления кадровыми процессами в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: единая кадровая служба, кадровая политика, совершенствование государственной гражданкой службы, управление кадровыми процессами и др.

 

П. 3.4 Раздела III Концепции кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, утвержденной Указом Президента Республики Башкортостан от 2 октября 2012 г. N УП-378 (далее –Концепция РБ), в рамках направления «совершенствование организационной системы управления кадровыми процессами» в качестве одной из мер приоритетного характера предусматривает создание единого органа по управлению государственной гражданской службой (единой кадровой службы) (далее по тексту – ЕКС) [3].Вместе с тем, целесообразность и практическая необходимость реализации в пределах Республики Башкортостан проекта по созданию ЕКС оставляет много вопросов, поскольку на сегодняшний день в республике уже имеются определенного рода организационно-управленческие ресурсы, аккумуляция которых, в целом, может обеспечить достижение целей, на  реализацию которых ориентирован проект, и, в тоже время, позволит избежать огромных финансовых, трудовых и временных затрат. Указанный проект не вошел как в Программу мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, утвержденную Указом Президента РБ от 24.01.2013 г. № УП-10[4], так и в Программу совершенствования кадровой политики, развития государственной гражданской и муниципальной службы Республики Башкортостан на 2017 - 2022 годы, утвержденную Указом Главы РБ от 07.11.2017 № УГ-216 [5], а, следовательно, вопрос по перспективам его реализации по-прежнему остается открытым.

Так, в настоящее время практика создания подобных ЕКС имеет место в Ленинградской (Аппарат Губернатора и Правительства Ленинградской области – Управление государственной службы и кадров), Тульской (Аппарат Правительства Тульской области – Главное управление государственной службы и кадров), Ульяновской (Администрация Губернатора Ульяновской области – Управление по вопросам государственной службы и кадров администрации Губернатора Ульяновской области) областях. Кроме того, реализация схожего проекта запланирована в период с  марта 2018 г. по декабрь 2019 г. на территории Мурманской области – создание Единого органа по управлению гражданской службой и реализации кадровой политики в Мурманской области на базе Аппарата Правительства Мурманской области [2].

По задумке проекта, ЕКС позволит проводить единую кадровую политику в органах исполнительной власти; обеспечить единообразие в применении норм законодательства о государственной гражданской службе; организовать централизованную работу по противодействию коррупции, соблюдению гражданскими служащими ограничений и запретов; добиться единообразия оформления должностных регламентов во всех органах и др.

Так, в ряде регионов реализация проекта уже доказала свою результативность практикой. В частности, создание и 14-лений опыт функционирования Управления государственной службы и кадров Аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области позволило достичь к настоящему времени следующих результатов: централизировать кадровую работу в 100% органов исполнительной власти и аппаратов мировых судей; обеспечить конкурсное замещение должностей, единый госзаказ на обучение, единообразие должностных регламентов при четкой индивидуализации распределения обязанностей внутри органа, оптимизировать работу с резервом; единое делопроизводство и документооборот и др. Тем самым, по состоянию на 2016 г. обеспечена централизация 89% штатного состава госорганов Ленинградской области [1].

Вместе с тем, проанализировав выше сказанное, обратимся к ситуации в республике.

На сегодняшний день в Республике Башкортостан уже имеется структурное подразделение Администрации Главы Республики Башкортостан – аналог ЕКС – Управление по вопросам государственной службы и кадровой политики Администрации Главы РБ (далее – Управление). Вместе с тем, с учетом наличия в Концепции РБ запланированного мероприятия по созданию на территории Республики Башкортостан ЕКС, функционал Управления на сегодняшний день сильно отличается от сфер деятельности тех ЕКС, которые имеются в других субъектах РФ.

Несмотря на это, Управление, по своей сути, представляет собой структурное подразделение Администрации Главы РБ, которое отвечает за кадровую работу, модернизацию государственного управления, ориентированность на результативность государственной гражданской службы, т.е. за формирование и реализацию кадровой политики в регионе в целом (вывод сделан из анализа информационного ресурса Управления; Регламент/ Положение, регламентирующее деятельность Управления в открытом доступе отсутствует).

Указанное позволяет прийти к выводу, что в процессе рассмотрения вопроса о перспективе реализации мероприятия, предусмотренного п. 3.4 Концепции РБ, целесообразнее активизировать и упорядочить работу Управления, как структурного подразделения общей компетенции, ответственного за организацию разработки мероприятий проведения кадровой политики в органах государственной власти Республики Башкортостан.

Таким образом, приходим к выводу, что идея создания ЕКС на территории Республики Башкортостан, рассчитанная на перспективу, в определенном плане лишена необходимой целесообразности, в виду чего, по-видимому, она по-прежнему не включена в перечень мероприятий Программы РБ по совершенствованию государственной гражданской службы на 2017-2022 г. На наш взгляд, создание ЕКС на сегодняшний день не имеет смысла, поскольку достичь цели, на реализацию которых направленная подобная мера, эффективнее и результативнее будет посредством аккумуляции ресурсов и совершенствования (в т.ч. расширения) функциональной нагрузки по вопросам государственной службы и кадровой политики Администрации Главы РБ.



Список литературы:

  1. База данных «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе». Единая кадровая служба органов исполнительной власти Ленинградской области // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ. [Электронный ресурс]. URL:https://rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/17/base/2016(дата обращения: 30.04.2019).
  2. Создание Единого органа по управлению гражданской службой и реализации кадровой политики в Мурманской области // Открытый электронный регион. Портал Мурманской области. [Электронный ресурс].URL:https://openregion.gov-murman.ru/ideas/sozdanie-edinogo-organa-po-upravleniyu-grazhdanskoy-sluhby-i-realiza/(дата обращения: 30.04.2019).
  3. Указ Президента РБ от 02.10.2012 № УП-378 «О Концепции кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. – 22.10.2012. – № 30(396). – ст. 1328.
  4. Указ Президента РБ от 24.01.2013 N УП-10 «Об утверждении Программы мероприятий по реализации Концепции кадровой политики в системе государственных органов и органов местного самоуправления Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. –12.02.2013. – N 5(407). – ст. 208.
  5. Указ Главы РБ от 07.11.2017 N УГ-216 «Об утверждении Программы совершенствования кадровой политики, развития государственной гражданской и муниципальной службы Республики Башкортостан на 2017 - 2022 годы» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан. – 04.12.2017. – N 34(580). – ст. 1271.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: