» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Чаптыков Олег Андреевич, преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции в сфере транспортной безопасности ВИПК МВД России
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Об усилении требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на территориях (объектах) метрополитенов

Статья просмотрена: 425 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 342.92

ОБ УСИЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ НА ТЕРРИТОРИЯХ (ОБЪЕКТАХ) МЕТРОПОЛИТЕНОВ

Подрезов Александр Анатольевич

кандидат экономических наук

начальник кафедры огневой и физической подготовки

Чаптыков Олег Андреевич

преподаватель кафедры подготовки сотрудников полиции в сфере транспортной безопасности

Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Москва

 

Аннотация. Рассмотрены актуальные проблемные вопросы административно-правового регулирования транспортной безопасности на объектах метрополитенаРоссийской Федерации. Авторы анализируют последние изменения административного законодательства, федеральных нормативных правовых актов и актов регионального уровня, регулирующих процедуру организации транспортной безопасности на объектах метрополитена.

Ключевые слова: транспортная безопасность, административная ответственность, КоАП РФ, административное регулирование.

 

Постановлением Правительства РФ от 05.04.2017 N 410 (далее – Постановление № 410) в соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий метрополитенов[1].

Установлено, что данный документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры, являющимися собственниками объектов метрополитена или использующими их на ином законном основании. В постановлении подробно прописаны обязанности субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению транспортной безопасности. В числе прочего, указано, что субъект транспортной инфраструктуры обязан реализовать план объекта метрополитена поэтапно в предусмотренные этим планом сроки:

для объектов метрополитена I и II категории - в течение 2 лет с даты включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

для объектов метрополитена III и IV категорий - в течение одного года с даты их включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств[2].

На основании Постановления №410 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена обязан обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта метрополитена, приводящих к изменению присвоенной объекту метрополитена категории или изменению утвержденного плана объекта метрополитена, обеспечивается проведение дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена в части, касающейся произошедших изменений, и утверждение в установленном порядке результатов дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена в течение 3 месяцев с даты возникновения таких изменений или с даты получения уведомления обизменении присвоенной категории объекта метрополитена. При переходе права собственности на объект метрополитена или переходе права его использования на ином законном основании обеспечивается проведение оценки уязвимости объекта метрополитена и представление в Федеральное агентство железнодорожного транспорта на утверждение ее результатов (при наличии у субъекта транспортной инфраструктуры утвержденных результатов ранее проведенной оценки уязвимости объекта метрополитена и согласии субъекта транспортной инфраструктуры с утвержденными результатами ранее проведенной оценки уязвимости объекта метрополитена субъект транспортной инфраструктуры обеспечивает внесение изменений в утвержденные результаты ранее проведенной оценки уязвимости объекта метрополитена в части, касающейся смены субъекта транспортной инфраструктуры).

Субъектом транспортной безопасности метрополитена должен быть утвержден порядок организации и проведения досмотра, а также выявления лиц, совершающих акты незаконного вмешательства[3].

Согласно утвержденным требованиям обеспечение транспортной безопасности метрополитена включает обеспечение безопасности входящих в его состав станций, тоннелей, электродепо, включая парковые и деповские пути, электроподстанций, пунктов управления движением, используемых для перевозки пассажиров метрополитеном или обеспечения таких перевозок.

Предусмотрен широкий перечень обязанностей субъекта транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности метрополитена.

Так, субъект транспортной инфраструктуры обязан, в том числе:

назначить лицо (лиц), ответственное за обеспечение транспортной безопасности одного или нескольких объектов метрополитена;

для защиты метрополитена от актов незаконного вмешательства образовать подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена, для которой устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц, транспортных средств и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных или иных материально-технических объектов, или на критических элементах объекта метрополитена, а также по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

обеспечить проведение оценки уязвимости объекта метрополитена и представление на утверждение в Росжелдор ее результатов в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Росжелдора сведений о присвоении объекту метрополитена категории и включении его в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

обеспечить видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности.

Также установлены дополнительные обязанности субъекта транспортной инфраструктуры в отношении объекта метрополитена I, II, III и IV категории, в том числе при уровнях безопасности N 2 и N 3.

В приложении приводятся Правила допуска на объект метрополитена, определяющие порядок организации субъектом транспортной инфраструктуры пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения транспортной безопасности объектов метрополитена[4]. 

Из текста новых правил следует, что постоянные пропуска выдаются:

а) работникам субъекта транспортной инфраструктуры - на срок действия трудового договора, но не более чем на 5 лет;

б) на служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые субъектом транспортной инфраструктуры, - на срок, не превышающий 5 лет;

в) работникам юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена или транспортного средства, - на срок действия договоров и соглашений, обусловливающих такую деятельность в зоне транспортной безопасности, на основании письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заверенных печатью (при ее наличии);

г) на служебные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, эксплуатируемые юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями в зоне транспортной безопасности, - в рамках сроков действия договоров и соглашений, обусловливающих их деятельность в зоне транспортной безопасности, на основании заверенных печатью (при ее наличии) письменных обращений руководителей таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Письменные обращения о выдаче постоянных и разовых пропусков выполняются на русском языке разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) без сокращений слов, аббревиатур, исправлений или помарок[5].

Материальные пропуска выдаются на перемещаемые в зону транспортной безопасности и (или) из нее материально-технические объекты, за исключением объектов, подлежащих перевозке, багажа и личных вещей пассажиров и посетителей, а также автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов, оружия, находящегося на вооружении органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зоны транспортной безопасности в сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности объекта метрополитена.

Выдача постоянных пропусков на объекты метрополитена осуществляется по согласованию с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел, в порядке, установленном положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте метрополитена.

Выдача разовых пропусков на объекты метрополитена осуществляется с уведомлением уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел в порядке, установленном положением (инструкцией) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте метрополитена[6].

Пропуска установленных видов выдаются только при личном обращении лиц, допускаемых в зону транспортной безопасности, а факты выдачи регистрируются в базах данных на электронном и бумажном носителях.

 Субъектом транспортной инфраструктуры обеспечивается защита баз данных и реквизитов выданных и планируемых к выдаче пропусков от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности или представителей федеральных органов исполнительной власти.

Электронные и бумажные носители (заготовки) для пропусков хранятся в условиях, обеспечивающих невозможность их ненадлежащего использования.При нахождении владельцев постоянных пропусков, за исключением сотрудников органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел, осуществляющих деятельность на объекте метрополитена, в зоне транспортной безопасности и на критических элементах объекта метрополитена ношение таких пропусков осуществляется на видном месте поверх одежды с учетом обеспечения техники безопасности[7].

При нарушении владельцами пропусков положения (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте метрополитена, прекращении с ними трудовых отношений, изменении штатного расписания (перечня) должностей персонала, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в зоне транспортной безопасности объекта метрополитена, или отзыве согласования на выдачу пропусков, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пропуска изымаются (аннулируются).

Аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожаются с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте метрополитена.

Образцы пропусков всех видов согласовываются с уполномоченными подразделениями органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральным агентством железнодорожного транспорта и прилагаются к положению (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте метрополитена.

Лица, которым оформлены разовые пропуска, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, допускаются в соответствующий сектор зоны транспортной безопасности только в сопровождении лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности объекта метрополитена[8].

Работники подразделений транспортной безопасности при исполнении должностных обязанностей по защите от актов незаконного вмешательства на объекте метрополитена I и II категории допускаются в зону транспортной безопасности в случаях, предусмотренных планами обеспечения транспортной безопасности объекта метрополитена, с закрепленным оружием[9,10].

На контрольно-пропускных пунктах, постах осуществляется документирование перемещения через границы зоны транспортной безопасности или ее части служебного оружия работниками подразделений транспортной безопасности, обладающими правом на его ношение.   

Таким образом можно подытожить, что новое постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 года № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности (ТБ), в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов метрополитена» включает в себя требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), которые учитывают уровни безопасности различных категорий метрополитенов. Со дня утверждения результатов оценки уязвимости в течение одного месяца следует утвердить организационно-распорядительные документы (предусматривающие реализацию мер по обеспечению ТБ объекта).Уполномоченным подразделениям органов ФСБ России, органам Ространснадзора и внутренних дел необходимо обеспечить передачу данных с технических средств обеспечения ТБ.



Список литературы:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2017 года № 410 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности (ТБ), в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов метрополитена»;
  2. Федеральный закон "О транспортной безопасности" от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
  3. О транспортной безопасности: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ // СПС «Консультант-плюс»
  4. Елагин А.Г. Безопасность (теория, обеспечение, управление) / под ред. проф. С.А. Капитонова. М., 2010.
  5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «Консультант-плюс».
  6. Об утверждении правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры: постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 42 // СПС КонсультантПлюс.
  7. Обеспечение авиационной безопасности в Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта // Транспортная безопасность и технологии. № 1 (10). 2007.
  8. Авиационная безопасность: учебное пособие / под общ.ред. Ю.М. Волынского-Басманова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
  9. Соловьева Т.П. Влияние международных организаций гражданской авиации на формирование правовой базы обеспечения безопасности воздушного транспорта // Транспортное право. 2008. № 4.
  10. Духно Н.А. Современные аспекты и проблемы обеспечения безопасности на траспорте. Теория права и государства. 2011г., №4.
  11. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 ФЗ-№60, Эксмо, 2017г., с. 84-85


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: