» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019
Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Основные аспекты гармоничного развития ребенка в педагогическом труде В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям"
Дата публикации: 12.12.2019
УДК 37.032
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТРУДЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»
Лидер Ольга Игоревна
студент
Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на формирование гармоничной личности ребенка. Педагогический труд В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» на сегодняшний день является настольной книгой педагога, так как в нем раскрываются не только условия для развития задатков ребенка, раскрытия внутреннего мира, но и условия становления личности педагога как главного друга и товарища в жизни ребенка.
Ключевые
слова: гармоничная личность, семья, здоровье, трудовое
воспитание, становление личности, физический труд, процесс обучения и
воспитания.
Педагогический трудВ.А.
Сухомлинского «Сердце отдаю детям» освещает множественные аспекты
воспитательной работы педагога с детьми начальных классов. Другими словами,
книга посвящена миру детства.
Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура,
по Сухомлинскому, понятия неразделимые. Не случайно он отмечал: «Что самое
главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» [3].
Главная цель воспитания в педагогической концепции В.А. Сухомлинского – формирование и развитие гармоничной личности, которая достигается посредством позитивного воздействия на ребенка всего спектра разнообразных явлений, с которыми каждый человек сталкивается в процессе жизнедеятельности.
В
этой книге рассматривается одна из злободневных проблем – проблема семейного
воспитания ребенка. В.А. Сухомлинский
разработал и внедрил идею сближения семьи и школы.
Личность
ребенка изначально закладывается в семье, и кто как не родители являются для
ребенка авторитетом, примером того, какой должна быть семья. В таком сложном аспекте важно не допустить
ошибок и не стать для ребенка примером плохого поведения, аморальных поступков,
сформировать в его сознании образ «псевдо семьи», которая построена на
грубости, безразличии и лжи.
«Самое большое зло- эгоизм, индивидуализм отдельных родителей»
[4]
Когда
ребенок идет в школу, в его жизни, кроме его близких
появляется новый «член семьи» - учитель. Именно он играет ведущую роль в
процессе воспитания и обучения ребенка, так как большинство времени ребенок
проводит в стенах школы. Но не стоит забывать о том, что педагог иногда бывает бессилен без влияния родителей ребенка.
Школа
не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен
дома ласки, заботы учитель должен уделять не мало внимания ребенку. Тот факт,
что это дети послевоенных лет, дает нам представление о том, что они ощутили на
себе боль, горе, потерю близкого человека, ужасы войны. И очень важно педагогу
было подарить любовь каждому из них, научить полюбить мир, видеть в нем
прекрасное.
Мы часто слышим, что современные дети
жестоки, но не знаем или просто не хотим знать и решать причины жестокости и
безразличия. Многим кажется,
что дети обладают такими качествами независимо от происходящего вокруг. А ведь
В. А. Сухомлинский просто на своем примере дает нам советы о том, что если мы
проникнем в душу ребенка, отдадим ему свое сердце, то в мире обязательно не
будет жестокости, которую так часто мы сами порождаем в наших детях.
В педагогической
практике своей школы В.А. Сухомлинский акцентировал внимание на трудовом воспитание.Трудолюбие
как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического
труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни
школьников.
Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны. Поскольку учение в
жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо
начинать трудовое воспитание. С первых дней пребывания в школе ребенок должен
воспринимать уважительное отношение к труду, в частности труду физическому, и
выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и
ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд был ребенку в
радость.
В процессе воспитания труд и коллектив неразрывно связаны между собой.
Трудолюбие формируется только в том случае, если систематический труд ребенка
приносит ему радость от результатов, достигнутых совместными с коллективом
усилиями. Возможность разделить с окружающими чувство радости значительно
усиливает получаемые положительные эмоции.
Важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского
является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть
природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к
трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества,
но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то
способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.
Ребенок должен понимать, что необходимо
трудиться. Труд воспитывает в каждом из нас целеустремленность, терпеливость,
упорство. Очень важным для меня в этой работе, оказалось то, что примером
подражания человека-труженика выступил обычный рабочий, чей труд добывается
огромными силами. Меня поразили истории «путешествий ребят» по различным
зерновым цехам, полям, в ходе которых ребят изумляет красота простого
человека-труженика
В.А. Сухомлинский огромную роль отводил физическому воспитанию, так как именно физическое состояние ученика отражается на его успеваемости, активности на уроках и темпу мышления.
В главе «Родители моих учеников» В.А. Сухомлинский впервые
упоминает о важности здоровья ребенка в процессе обучения. В.А. Сухомлинский
хорошо понимал, что перед ним стоит нелегкая задача воспитать из детей
послевоенного времени сильных, здоровых, счастливых ребят.
Здоровье является необходимым условием эффективного воспитания и обучения.
Заботиться о здоровье необходимо в любое время года, так в главе «Зимние забавы» Сухомлинский писал: «Я приучал детей быть на морозе, дышать чистым морозным воздухом» [4]
Кроме того в рекомендациях педагог говорил о том, что у ребенка должен быть режим дня, правильное питание и частое нахождение на воздухе, также он рекомендовал сон с открытой форточкой. Излишняя отстраненность детей от естественной природы в стенах класса негативно сказывается не только на успеваемости, но и на состояние здоровья учащихся.
Таким
образом, воспитание здорового ребенка в процессе обучения предполагает тесные
связи между всеми сторонами данного процесса, учет индивидуальных особенностей
каждого ребенка, дифференцированный подход в учении, создание ситуаций успеха
для детей и многое другое. В педагогической деятельности между явлениями и
фактами существу ют самые тесные взаимосвязи: успеваемость ребенка отражается
на состоянии его духа, состояние духа отражается на полноте духовной жизни, на
его здоровье и на здоровье педагога.
Список литературы:
- Борисовский А.М., В.А. Сухомлинский: Книга для учащихся. - М.: Просвещение. - 1985. - 128 с.
- Богословская В.С. Школа и семья: Конструктивный диалог: Учебно-методическое пособие. - М. - . 1998. - 88 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: КВАНТА. - 2001. - 436 с
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Минск: Нар. асвета. - 1981. - 288 с.
Комментарии: