» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Лидер Ольга Игоревна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Основные аспекты гармоничного развития ребенка в педагогическом труде В.А. Сухомлинского "Сердце отдаю детям"

Статья просмотрена: 342 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 37.032

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТРУДЕ В.А. СУХОМЛИНСКОГО «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»

Лидер Ольга Игоревна

студент

Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные факторы, оказывающие влияние на формирование гармоничной личности ребенка. Педагогический труд В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» на сегодняшний день является настольной книгой педагога, так как в нем раскрываются не только условия для развития задатков ребенка, раскрытия внутреннего мира, но и условия становления личности педагога как главного друга и товарища в жизни ребенка.

Ключевые слова: гармоничная личность, семья, здоровье, трудовое воспитание, становление личности, физический труд, процесс обучения и воспитания.

 

Педагогический трудВ.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» освещает множественные аспекты воспитательной работы педагога с детьми начальных классов. Другими словами, книга посвящена миру детства.

Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия неразделимые. Не случайно он отмечал: «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» [3].

Главная цель воспитания в педагогической концепции В.А. Сухомлинского – формирование и развитие гармоничной личности, которая достигается посредством позитивного воздействия на ребенка всего спектра разнообразных явлений, с которыми каждый человек сталкивается в процессе жизнедеятельности.

В этой книге рассматривается одна из злободневных проблем – проблема семейного воспитания ребенка. В.А. Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы.

Личность ребенка изначально закладывается в семье, и кто как не родители являются для ребенка авторитетом, примером того, какой должна быть семья.  В таком сложном аспекте важно не допустить ошибок и не стать для ребенка примером плохого поведения, аморальных поступков, сформировать в его сознании образ «псевдо семьи», которая построена на грубости, безразличии и лжи.

«Самое большое зло- эгоизм, индивидуализм отдельных родителей» [4]

Когда ребенок идет в школу, в его жизни, кроме его близких появляется новый «член семьи» - учитель. Именно он играет ведущую роль в процессе воспитания и обучения ребенка, так как большинство времени ребенок проводит в стенах школы. Но не стоит забывать о том, что педагог иногда бывает бессилен без влияния родителей ребенка.

Школа не может в полной мере заменить семью и особенно мать, но если ребенок лишен дома ласки, заботы учитель должен уделять не мало внимания ребенку. Тот факт, что это дети послевоенных лет, дает нам представление о том, что они ощутили на себе боль, горе, потерю близкого человека, ужасы войны. И очень важно педагогу было подарить любовь каждому из них, научить полюбить мир, видеть в нем прекрасное.

Мы часто слышим, что современные дети жестоки, но не знаем или просто не хотим знать и решать причины жестокости и безразличия. Многим кажется, что дети обладают такими качествами независимо от происходящего вокруг. А ведь В. А. Сухомлинский просто на своем примере дает нам советы о том, что если мы проникнем в душу ребенка, отдадим ему свое сердце, то в мире обязательно не будет жестокости, которую так часто мы сами порождаем в наших детях.

В педагогической практике своей школы В.А. Сухомлинский акцентировал внимание на трудовом воспитание.Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается как в процессе физического труда, так и в процессе интеллектуальной, эмоциональной и волевой жизни школьников.

Трудовое воспитание и процесс обучения взаимосвязаны. Поскольку учение в жизни ребенка занимает главное место, с него, по мнению Сухомлинского, и надо начинать трудовое воспитание. С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду, в частности труду физическому, и выполнять посильные поручения, которые со временем становятся сложнее и ответственнее. Очень важно, чтобы общественно полезный труд был ребенку в радость.

В процессе воспитания труд и коллектив неразрывно связаны между собой. Трудолюбие формируется только в том случае, если систематический труд ребенка приносит ему радость от результатов, достигнутых совместными с коллективом усилиями. Возможность разделить с окружающими чувство радости значительно усиливает получаемые положительные эмоции.

Важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Ребенок должен понимать, что необходимо трудиться. Труд воспитывает в каждом из нас целеустремленность, терпеливость, упорство. Очень важным для меня в этой работе, оказалось то, что примером подражания человека-труженика выступил обычный рабочий, чей труд добывается огромными силами. Меня поразили истории «путешествий ребят» по различным зерновым цехам, полям, в ходе которых ребят изумляет красота простого человека-труженика

В.А. Сухомлинский огромную роль отводил физическому воспитанию, так как именно физическое состояние ученика отражается на его успеваемости, активности на уроках и темпу мышления.

В главе «Родители моих учеников» В.А. Сухомлинский впервые упоминает о важности здоровья ребенка в процессе обучения. В.А. Сухомлинский хорошо понимал, что перед ним стоит нелегкая задача воспитать из детей послевоенного времени сильных, здоровых, счастливых ребят.

Здоровье является необходимым условием эффективного воспитания и обучения.

Заботиться о здоровье необходимо в любое время года, так в главе «Зимние забавы» Сухомлинский писал: «Я приучал детей быть на морозе, дышать чистым морозным воздухом» [4]

 Кроме того в рекомендациях педагог говорил о том, что у ребенка должен быть режим дня, правильное питание и частое нахождение на воздухе, также он рекомендовал сон с открытой форточкой. Излишняя отстраненность детей от естественной природы в стенах класса негативно сказывается не только на успеваемости, но и на состояние здоровья учащихся.

Таким образом, воспитание здорового ребенка в процессе обучения предполагает тесные связи между всеми сторонами данного процесса, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, дифференцированный подход в учении, создание ситуаций успеха для детей и многое другое. В педагогической деятельности между явлениями и фактами существу ют самые тесные взаимосвязи: успеваемость ребенка отражается на состоянии его духа, состояние духа отражается на полноте духовной жизни, на его здоровье и на здоровье педагога.



Список литературы:

  1. Борисовский А.М., В.А. Сухомлинский: Книга для учащихся. - М.: Просвещение. - 1985. - 128 с.
  2. Богословская В.С. Школа и семья: Конструктивный диалог: Учебно-методическое пособие. - М. - . 1998. - 88 с.
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: КВАНТА. - 2001. - 436 с
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Минск: Нар. асвета. - 1981. - 288 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: