» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (33) 2019

Автор: Авдеева Екатерина Андреевна, Горбунова Юлия Александровна, студентки
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: К вопросу об урегулировании конфликта интересов на государственной гражданской службе

Статья просмотрена: 63 раз
Дата публикации: 12.12.2019

УДК 4414

К ВОПРОСУ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

Авдеева Екатерина Андреевна

Горбунова Юлия Александровна

студентки 3 курса 313 группы

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с урегулированием  конфликта интересов на государственной службе. Проанализированы нормы законов по соответствующей теме, а также  выявлена  актуальность. Акцентируется внимание на требованиях, предъявляемых к гражданским служащим и их обязанностях. Определены основные способы предотвращения конфликта интересов и их недостатки, составляющие пробелы в законодательстве.

Ключевые слова: конфликт интересов, государственный гражданский служащий, государственная гражданская служба.

 

Введение института урегулирования конфликта интересов на государственной службе было предопределено международными обязательствами России, которые вытекают из Конвенции ООН против коррупции [1].

На данный момент проблемы урегулирования конфликтов интересов на государственной гражданской службе широки и многообразны. На государственном уровне, кроме международных актов, также регулируются нормами антикоррупционного законодательства, нормативно – правовыми актами о государственно – гражданской службе.

Под конфликтом интересов рассматривается ситуация личной заинтересованности лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, который влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Личная  заинтересованность распространяется не только на самого государственного служащего, но и на его близких родственников. Следует также отметить, что указанный термин подпадает и под иных лиц, которыми являются, например друзья государственного служащего [2].

Во избежание неблагоприятных ситуаций, связанные с конфликтом интересов, на законодательном уровне предусмотрены нормы этики поведения государственного служащего. Основополагающим, на наш взгляд, является служба интересам государства и населению добросовестно, одновременно и представляющая обязанность, выражающаяся в тексте присяги при поступлении на службу. Немаловажным требованиям к служащему является его профессионализм и компетентность.

Акцентируем внимание на основном принципе, определяющей урегулирования конфликта интересов и закрепленного в нормах статьи 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» [3]. Так, гражданский служащий, представитель нанимателя должны принимать меры по предотвращению и урегулирование конфликта интересов. Кроме того, обязанность гражданского служащего заключается и в предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов создаются специальные комиссии, утверждаемые Положением, принятым Президентом РФ [4]. Состав комиссии составляет: представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, деятельность которых связана с государственной службой. Комиссии по урегулированию конфликтов интересов формируются таким образом, чтобы, была исключена возможность возникновения конфликтов интересов внутри самой комиссии. В комиссию представляются данные, подтверждающие нарушение гражданским служащим требований к служебному поведению или наличие у него личной заинтересованности.

Стоит отметить, что на практике отмечается «пассивность» деятельности комиссий, так как эффективность их работы зависит от уровня поступающих обращений. Однако в некоторых субъектах такие комиссии в принципе отсутствуют. Обоснованием такой проблемы является слабая разработанность такой деятельности и недостатком квалифицированных кадров. Так, решаемых вопросов большое количество, однако специалист, имеющий достаточные  знания в одной сфере, может быть абсолютно некомпетентен в другой. На основании приведенных исследованиях, например,  только для примерно 13,6% представителей изучение вопросов государственной службы или противодействия коррупции является основным направлением профессиональной деятельности [5].

В целях урегулирования конфликта интересов применяются также  нормы антикоррупционного законодательства, а именно установлена дисциплинарная ответственность за совершение коррупционных правонарушений, применяются замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Исходя из анализа судебной практики,  наиболее частым предметом судебных разбирательств являются: признание незаконным наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения, изменение основания увольнения, отмена приказа об увольнении,   восстановление в должности или на службе,  о признании незаконным решения комиссии по урегулированию конфликта интересов или аттестационной комиссии [6].

Одними из способов решения проблемы также является самоотвод гражданского служащего и отказ от выгоды, являющиеся предметом конфликта. Однако считаем, что возникает сложность  в применении указанных способов урегулирования ситуации. В первую очередь, в законодательстве не  дается определения, что значит «выгода» и не определен порядок ее отказа. Также стоит  заметить, что и процедура отвода государственного гражданского служащего  также не закреплена в нормах ни одного из законов.

Таким образом, действующие законодательство имеет ряд пробелов в решении вопроса урегулирования конфликтов интересов. Однако стоит заметить, что данный аспект вопроса продолжает развиваться. Так, большую значимость несет Указ Президента РФ № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы» [7], который содержит указание на совершенствование правовых и организационных основ, положенных в урегулирование конфликта интересов.



Список литературы:

  1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. - 2006. - № 10. - С. 7 – 54.
  2. Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования: Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 октября 2012 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ // Российская газета. – 2004. - № 162
  4. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов: Указ Президента РФ от 01 июля 2010 № 821 // Российская газета. – 2010. - № 147.
  5. Маскалева О.С. Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов: формальные требования и фактический состав / О.С. Маскалева // Государственное управление. – 2016. - № 59. – С. 143.
  6. Обзор практики применения судами в 2014 – 2016 годах законодательства РФ при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдением требований законодательства о противодействии коррупции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2017. – № 8.
  7. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы: Указ Президента РФ от 29 июня 2018 № 378 // Собрание Законодательства РФ. – 2018. - № 27. – Ст. 4038.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: