» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020

Автор: Борисов Евгений Алексеевич, магистрант 2 курса
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ экологической политики России

Статья просмотрена: 44 раз
Дата публикации: 28.12.2020

УДК 338.23

АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

Борисов Евгений Алексеевич

магистрант 2 курса, факультет «Политехнический институт»

Девятина Джамиля Шаяровна

магистрант 1 курса, факультет «Политехнический институт»

Лобынцева Ольга Алексеевна

магистрант 1 курса, факультет «Политехнический институт»

научный руководитель: Бодров Андрей Сергеевич

кандидат технических наук, доцент

Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, г. Орел

 

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления государственной политики в сфере природоресурсного и природоохранного регулирования, особенности формирования стратегических подходов к реализации экологической политики на региональном и локальном уровнях территориальной организации.

Ключевые слова: экологическая политика, стратегические подходы, территория, природные ресурсы, управление природопользованием, государственное регулирование.

 

Глобальность экологических проблем, связанных с изменениями климата, утратами в биологическом разнообразии, рисками опустынивания и рядом других негативных факторов для окружающей среды обусловливает загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, затрагивая интересы Российской Федерации и ее граждан. При этом, в настоящее время, к постоянно действующим дестабилизирующим факторам добавились новые: политическая дезинтеграция, межнациональные конфликты и войны, социальная напряженность в обществе, экологические последствия демилитаризации, экологические проблемы образования и утилизации отходов и т.п. Вместе с тем, динамично меняющаяся обстановка в глобализирующемся мире, требует постоянной корректировки экологической политики России, поскольку основную роль в ее выработке и реализации играет государство.

Кроме того, в период экономического и индустриального развития проблема охраны природы и окружающей среды встает особо остро. Это объясняется тем, что невозможно обеспечить устойчивое развитие, истощая  и разрушая природную среду [1].

Органы исполнительной власти осуществляют управление природоохранной деятельностью с помощью широкого спектра инструментов: введение ограничений, лицензирование, экологическое нормирование, контроль и сертификация продукции, учет и социально- экономическая оценка природных ресурсов, плата за природопользование, возмещение вреда окружающей среде, стандартизация и т.д.

Важную роль процедура оценки риска здоровью населения играет в контроле и надзоре, экологическом мониторинге, выявлении приоритетных территорий, имеющих наибольшую экспозиционную и рисковую нагрузку, обосновании выбора контролируемых загрязняющих веществ и дальнейшем планировании управленческих решений по обеспечению нормативных требований к качеству окружающей среды.

К системе организации управления природоохранной деятельностью относится компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в области природоохраны и природопользования и основные группы функций, необходимых к исполнению, к которым относят: прогнозирование и планирование, нормативно-правовое регулирование, финансовое и материально-техническое обеспечение, учет и контроль рационального и безопасного использования природных ресурсов и т.д. Однако самой главной задачей выступает обеспечение соблюдения всеми природопользователями природоохранного законодательства [2].

Механизмы государственного регулирования природоресурсной деятельности – это средства организации практического осуществления государственного управления в сфере природоресурсного и природоохранного регулирования. Регулирование природопользования включает административный и экономический механизмы управления. Первый учитывает организационно-хозяйственное и нормативно-правовое регулирование, включающий мониторинг, учет, информационное обеспечение, а также организацию работ, нормативно-правовое – экологическое законодательство, программы социально-экономического развития, экологические стандарты и т.д. Экономический механизм управления представляет собой экономическое стимулирование мерами негативной и позитивной мотивации, ценовые механизмы и рыночные регуляторы. При этом экологическое образование и воспитание в современной экологической политике также выступают в качестве важнейших инструментов, которые могут быть использованы, как для предотвращения рисков, так и для последующего смягчения экологических последствий.

Таким       образом, государство      осуществляет           управление природоохранной деятельностью посредством различных механизмов, которые представляют собой методы и средства государственного регулирования. В его объект, прежде всего, входит состояние окружающей среды, природные ресурсы, а также охрана здоровья и жизни людей от отрицательного воздействия неблагоприятной экологической ситуации.

В итоге, можно сделать вывод, что в современных условиях экологическая политика России приобретает новые формы и методы в процессе достижения целей устойчивого развития. 

Однако, следует отметить, что существующая официальная статистическая информация не дает полного представления об экологических проблемах того или иного региона или муниципалитета. Для получения более полной и реальной картины возникает необходимость проведения выборочных социологических исследований с целью оценки качества окружающей среды, используя мониторинг, как средство социально- экологического аудита органов местного самоуправления, учитывая, что каждое поселение находится в конкретной среде, обеспечивающей жизнедеятельность людей в пределах определенной территории. Причем каждая территория имеет свои природные и общественные условия, которые формируют соответствующие социально-территориальные общности людей. И это требует от местной власти принятия и реализация своих собственных мер, однако не противоречащих общегосударственным интересам [3].

В процессе оценки условий и факторов формирования и реализации экологической политики в российских регионах, необходимо учитывать основные экологические показатели, включая выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников; забор воды и сброс сточных вод в водные объекты; образование, использование и обезвреживание отходов; инвестиции и текущие затраты, направленные на охрану окружающей среды, характеризующие интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и эффективность природоохранного управления территориями.

Насущность и нерешенность экологических проблем резко обостряет все социально-экономические и политические вопросы, которые ставит перед обществом текущий исторический момент. Поэтому важной задачей является осмысленное понимание всех негативных последствий существующих тенденций экологического развития для регионов и муниципальных образований в Российской Федерации.



Список литературы:

  1. Махрова М.В., Махрова Е.И. К вопросу об экологической политике в Российской Федерации// В сборнике: Экология и ресурсо- и энергосберегающие технологии на промышленных предприятиях, в строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2018. – 302с.
  2. Русин С.Н. Экологическая функция государства, экологическая политика и экологическое право// Экологическое право. – 2017. – № 4. – С.10-18.
  3. Черкашина Е.Г., Щеглова А.А. Экологическая политика Российской Федерации на современном этапе//Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.- 2018.- № 78. С. 65-72.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: