» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020
Автор: Подгорный Алексей Дмитриевич, Головач Екатерина Аркадьевна, Воспитатель, классный руководитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Преемственность в военно патриотическом воспитание нахимовцев
Дата публикации: 4.01.2020
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ НАХИМОВЦЕВ
Подгорный
Алексей Дмитриевич
воспитатель
Головач
Екатерина Аркадьевна
классный руководитель
ФГКОУ Филиал
нахимовского военно - морского училища (Севастопольское ПКУ), г. Севастополь
Аннотация. В
статье рассматриваются вопросы преемственности
военно-патриотического воспитания
в нахимовских военно-морских училищах России, направления
патриотического воспитания нахимовцев, цель, задачи и основные формы
военно-патриотического воспитания нахимовцев.
Ключевые слова:
военно-патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность, нахимовцы,
нравственные ценности, воспитательная работа.
В
период становления демократического государства в России имеет место проблема
отчуждения от национальной культуры, ослабление нравственных норм поведения,
нарушение морально-нравственной преемственности между поколениями, между
современными ценностями и ценностями прошлого, в связи, с чем возрастает
актуальность проблемы преемственности в военно-патриотическом воспитании
подрастающего поколения.
Протекающие
в современном мире противоречивые процессы, связанные с глобализацией, наделяют
особой остротой воспитание нравственных, патриотических чувств у будущих
военных кадров. Качества, которые должны быть сформированы у каждого настоящего
гражданина своей страны, а в особенности – будущего военного, это качества,
порожденные всей историй национальной культуры, присущие русскому человеку.
В
современных условиях традиционные офицерские ценности, хотя и остаются неизменными,
в то же время характеризуются динамичностью и подвижностью в вариантах и их
сочетании в реализации профессиональной военной деятельности. В настоящее время
особенно остро встает вопрос воспитания будущих офицеров, для которых система
нравственных и патриотических ценностей будет служить внутренним регулятором поведения
[3].
Ряд
мыслителей и педагогов прошлого, говоря о роли патриотизма в личностном
становлении человека, подчеркивали его многостороннее формирующее воздействие.
В частности, К.Д. Ушинский называл патриотизм не только важной воспитательной
задачей, но и мощным педагогическим средством. Патриотизм многими педагогами
определяется в качестве одной из ключевых, перманентных ценностей, которая
присуща всем сферам государственной и социальной жизни, выступающей наиболее
важным духовным достоянием личности. Патриотизм заключается в активной личной
позиции, готовности к самореализации во имя Отечества. Он олицетворяет
испытываемое уважение к своему Отечеству, сопричастность его культуре, истории,
ценностям и достижениям народа [1].
Цель
военно-патриотического воспитания заключается в формировании у нахимовцев
гражданственности, патриотизма как важнейших социальных и духовно-нравственных
ценностей, формировании профессионально важных качеств и умений
будущих военнослужащих и их активному проявлению, верности конституционному и
воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокого уровня
дисциплинированности и ответственности. Данная цель достигается с помощью
решения основных задач:
- реализация научно обоснованной организаторской деятельности, направленной на создание условий для успешного военно-патриотического воспитания нахимовцев;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, гордости за культурно-историческое прошлое своей страны, уважения к военным традициям, повышение престижа военной службы;
- создание оптимальных условий формирования у нахимовцев верности своему Отечеству, готовности к достойному служению государству и обществу, честному выполнению своего воинского и гражданского долга [2].
Преемственность
в военно-патриотическом воспитании нахимовцев достигается за счет взаимосвязи
форм, методов и средств воспитания. Военно-патриотическое воспитание
нахимовцев подразумевает укрепление в их
сознании патриотических ценностей, уважение к военному прошлому своей страны, к
воинским традициям, к военной службе в целом, формирования у нахимовцев
ответственного отношения к служению Отечеству. Военно-патриотическое воспитание
в нахимовских военно- морских училищах неразрывно связано со следующими
направлениями патриотического воспитания:
- историко-патриотическое воспитание, заключающееся в сохранении патриотической памяти, преемственности поколений, культурно-исторического наследия и т.д.;
- гражданско-патриотическое воспитание, проявляющееся в формировании гражданской ответственности, правовой грамотности нахимовцев;
- культурно-патриотическое воспитание, формирующее чувство гордости за духовную и нравственную культуру своей родины, приобщающее к культурным ценностям и достижениям, сохраняющее межнациональное согласие и культурные традиции;
- спортивно-патриотическое воспитание, формирующее гордость за спортивные достижения представителей своей страны, стремление к здоровому образу жизни, к занятиям спортом;
- социально-патриотическое воспитание, позволяющее формировать социально-активный тип личности, основывающийся на существующих в обществе интересах, нормах и правилах поведения, доверительном сотрудничестве в отношениях с людьми;
- экономико-патриотическое воспитание, формирующее стремление к защите экономических интересов своей страны, уважение к труженикам [4].
Большая
роль в сохранении преемственности в военно-патриотическом воспитании
принадлежит ветеранским организациям, способствующим воспитанию у нахимовцев
социальных качеств, подготовке к военной службе, формированию ответственности
перед своей страной и людьми. Ветеранские организации участвуют в социальных
проектах (увековечивание памяти погибших воинов, открытие военно-патриотических
музеев и т.д.); в военно-патриотических и спортивно-патриотических
мероприятиях, проводимых в нахимовских училищах; привлечении ветеранов боевых
действий в военно-патриотическом воспитании нахимовцев.
Работа
по военно-патриотическому воспитанию в нахимовских военно- морских училищах
проводится в различных формах, например, изучение героических страниц истории
своей страны, написание сочинений и рефератов на военно-историческую тему, занятия
военно-прикладными видами спорта, экскурсионная и краеведческая деятельность,
посещение музеев боевой славы, участие в различных конкурсах, посвященных Дню
Победы, Дню Защитника Отечества и другим значимым военно-историческим датам,
участие во Всероссийской патриотической акции «Бессмертный полк», встречи с
ветеранами Великой Отечественной войны и участниками боевых действий, и т.д. [5].
Таким
образом, можно отметить, что военно-патриотическое воспитание в современных
нахимовских военно-морских училищах осуществляется как в классной, так и во
внеклассной деятельности, и основывается на преемственности в формировании
качеств, чувств и ценностей нахимовцев как будущих офицеров.
Список литературы:
- Артамонов Ю.В. Патриотическое воспитание как важнейшая составляющая сохранения и укрепления российской государственности и обеспечения национальной безопасности России / Ю.В. Артамонов // Теория и практика военного образования в гражданских вузах: педагогический поиск: сборник трудов научной конференции. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. - C. 5-15.
- Блягоз Н.Ш. Аспекты патриотического воспитания современной молодежи: состояние проблемы / Н.Ш. Блягоз, А.А. Кулаков, Ю.С. Чуриков // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2019. - № 3 (243). - С. 19-24.
- Лебедев П.Н. Актуальные проблемы военно-патриотической подготовки в современной России / П.Н. Лебедев, А.В. Красненкова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2019. - № 1 (6). - С. 36-39.
- Федосеева И.А. К вопросу о сохранении преемственности в воспитании кадета как будущего офицера / И.А. Федосеева // ЦИТИСЭ. - 2018. - № 4 (17). - С. 9-13.
- Щербанев В.И. Организация военно-патриотического воспитания в кадетском корпусе / В.И. Щербанев // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1. - С. 77-81.
Комментарии: