» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020

Автор: Мерянова Алла Михайловна, Учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Разнообразные методы и формы организации учебного процесса, позволяющие реализовать подходы к современному уроку в свете требований ФГОС

Статья просмотрена: 237 раз
Дата публикации: 4.01.2020

УДК 373

РАЗНООБРАЗНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗОВАТЬ ПОДХОДЫ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Мерянова Алла Михайловна

учитель начальных классов,

МБОУ «Роговатовская СОШ с УИОП», с. Роговатое

 

Аннотация. Образование, полученное в начальной школе, является основой для последующего получения знаний.  Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Ключевые слова: методы, формы, учебный процесс, современный урок

   

Мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий [1].

В настоящий момент в своей работе я использую самые различные педагогические инновации.

Наиболее характерные инновационные технологии, которые чаще всего использую в своей работе – это Игровая технология.

Игры позволяют мне осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. С помощью игры можно совершенствовать вычислительные, грамматические навыки, формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

В моём арсенале содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у де­тей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю­дательность, укрепляющие волю.

Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему.  Выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников [2].

Исследовательская работауроки окружающего мира, литературное чтение. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Очень важно научить детей наблюдать, сравнивать, задавать вопросы и выработать желание найти ответы. А, значит, нужно читать дополнительную литературу, учиться ставить эксперименты, обсуждать результаты, прислушиваться к чужому мнению. При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы.

Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала.

И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности) [3].

На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.

Разумеется, мы регулярно проводим работу в парах. На уроках систематизации и обобщения знаний, эта работа позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Широкое применение информационных компьютерных технологий существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Ребята с удовольствием работают с ресурсами Интернет при выполнении проектов, на уроках используем готовые электронные продукты [4].

Здоровьесберегающие технологии.

Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику, «пение» звуков и многое другое. На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием [5]:

Математика

Решите задачу. Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика? (дети составляют краткую запись и записывают решение задачи) – Можно съедать так много пирожных? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Литературное чтение

Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.

Например:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

  • Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
  • Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
  • Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Все вышеизложенные формы и методы работы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.



Список литературы:

  1. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов СПб.: Реноме, 2012.
  2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении. М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования– М.: Просвещение, 2011.
  4. Губанова Е.В., Веревко С.А. Новый стандарт: результаты, инновации, риски. // Народное образование. – 2011. – №5. – С.25‐31.
  5. Егорова Л.Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – №1. – С. 45‐48.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: