» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020

Автор: Киселева Екатерина Александровна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методика формирования антикриминальной мотивации несовершеннолетних на уроках права

Статья просмотрена: 281 раз
Дата публикации: 8.01.2020

УДК 37.022

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКРИМИНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА УРОКАХ ПРАВА

Киселева Екатерина Александровна

Магистрант факультета истории и права

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается методика формирования антикриминальной мотивации несовершеннолетних на уроках права в школе.

В статье рассматривается взаимосвязь традиционных и инновационных методов обучения при формировании антикриминальной мотивации несовершеннолетних. В статье раскрываются стадии игрового занятия, которые целесообразно применять при изучении правонарушений.

Ключевые слова: несовершеннолетние, антикриминальная мотивация, правовое воспитание, правовое образование, правовые игры, методика преподавания, методы обучения, формы организации урока.

 

 

В генезисе криминального поведения несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступления, прослеживается отрицательная значимость таких признаков характеризующих личность, как низкий культурный и образовательный уровень. Несоответствие общекультурного и образовательного уровней возрасту обучаемого обычно связывается с отсутствием желания учиться и интереса к образованию в целом.

Необходимо понимать, что семья не может осуществить функции антикриминальной мотивации в полной мере, в основном стереотипы укоренившиеся в сознании подростка мешают его социализации и взаимодействию с институтами государства. Постепенно отрываясь от школьного коллектива, с недоверием воспринимая информацию воспитательного характера, такие дети ищут занятия вне школы, в кругу случайных знакомых в социальных сетях. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления, по воспитанию антикриминальной мотивации детей в обществе. Незнание и неуважение законов говорит об усилении деятельности по правовому воспитанию и ликвидации правовой безграмотности в образовательных организациях[3, c. 269].

Процесс формирования знаний о правовых последствиях преступной деятельности предполагает создание условий для обучения и совершенствования знаний, умений, навыков каждого школьника с опорой на принципы уровневой дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей. Средствами правового воспитания являются: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. Особое место занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знания права (уровня правовой осведомленности), которым должен обладать каждый гражданин. Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением для достижения результата антикриминальной мотивации несовершеннолетних [4, c. 84].

Современная система правового обучения и воспитания позволяет педагогу оптимально сочетать на практике традиционные и инновационные технологии. Это могут быть различные правовые игры, дискуссии, дебаты и др.

В процессе игры обучающие получают опыт определения субъекта преступной деятельности, вовлекающего несовершеннолетних в совершение преступления на практике. Можно рекомендовать игры-драматизации (например, несовершеннолетний был вовлечен в преступную деятельность под влияние угрозы и насилия), ролевые игры (например, распределение бремени вины в совершении преступления), имитационные игры (например, особенности уголовного делопроизводства в отношении несовершеннолетнего на разных стадиях расследования и судебного разбирательства), деловые игры, организационно-деятельные и организационно-мыслительные игры (например, возраст уголовной ответственности)[1, с. 22].

Любой процесс работы с игрой состоит из двух важных частей: это самой игры и ее обсуждения. Можно сказать, что обсуждение (или рефлексия) является такой же полноправной частью, как и сами игровые действия. Именно обсуждение позволяет проанализировать криминальную активность субъектов преступления по отношению к несовершеннолетнему, которому была посвящена игра; без него для большинства учащихся игра очень часто оказывается бессмысленной. Можно предложить схему, содержащую несколько видов обсуждения: «эмоциональный» вид обсуждения, «смысловое» обсуждение:  и «конструкторское» обсуждениебычно обсуждение игры является началом серьезной и планомерной работы в формировании антикриминальной мотивации [2, c. 97].

Если несовершеннолетний совершил преступление, даже если его вовлекли взрослые, сам ответит перед законом, и вероятно его родители будут нести материальную ответственность. Знания права не следует сводить к правовой осведомленности о существовании тех или иных нормах права, здесь самое важное осмысление опасности такой деятельности и определение антикриминальной мотивации.

В правовом образовании и воспитании большую роль играют дискуссии. Лучше всегодискуссиипроводить в старших классах. Она нужна для развития самостоятельности школьников, которые высказывают свою точку зрения на ту или иную проблему. Очень важно научить детей доказывать свою точку зрения конкретными примерами. Ученики должны усвоить, что неприемлемо отстаивать свою позицию без аргументации.

В процессе формирования антикриминальной мотивации несовершеннолетних очень важно решать правовые задачи [6, с. 88]. При решении задач школьники учатся анализировать проблемную ситуацию и находят вариант ее разрешения. Решение правовых задач, как метод правового обученияеобходим для того, чтобы помочь учащимся применять теорию права к реальным жизненным ситуациям.

Следует отметить, что проблема формирования антикриминальной мотивации тесно связана с социальным и правовым пониманием власти и свободы в государстве каждой личностью, появлением и развитием нового правосознания. В правильном понимании и формировании знаний о реализации международного, конституционного, уголовно-процессуального права играет ведущую роль – учитель. Наиболее эффективными в процессе формирования знаний являются приемы, позволяющие в комфортных условиях активно взаимодействовать между собой.Можно предложить учащимся поучаствовать в ролевой игре «Судебное заседание», в дебатах на тему вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, решить «правовой» кроссворд на знание элементов состава преступления. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Интерактивное обучение делает урок необычным, более насыщенным и интересным [7, c.47].

Таким образом, сочетание традиционных и инновационных технологий в процессе обучения может формировать вектор антикриминальной мотивации несовершеннолетних: от неустойчивой формы (правомерное поведение под страхом наказания и конформистское правомерное поведение) до устойчивой формы (сознательного правомерного поведения). Действие одной формы, должно поступательно переходить в другую форму, а усиление знаниевой части должно соединяться с воспитательной неприемлемостью форм криминальной активности и давать эффект стабильно антикриминальной мотивации несовершеннолетних. Правовое воспитание несовершеннолетних должно включать в себя патриотическое и духовно-нравственное направление, которое без сомнения будет положительно формировать активную гражданскую позицию.



Список литературы:

  1. Жигулина, Г. А. Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права / Г. А. Жигулина. // Право в школе. - 2014. - №1.- С.22-28.
  2. Кашанина, Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права" / Т.В. Кашанина, А. В. Кашанин. - М.: Вита-Пресс, 2013. –192 с.
  3. Косова, Н. Н. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий / Н. Н. Косова // Правовые аспекты государственного и социального управления. – 2017. – № 3. – С. 265–269.
  4. Мухамбеткалиева, А. К. Правовое воспитание как средство профилактики правонарушений среди несовершеннолетних / А. К. Мухамбеткалиева // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. – 2015. – № 3. – С. 83–85.
  5. Морозова, С. А. Методика преподавания права в школе / C. А. Морозова. - М.: Новый учебник, 2012. – 487 с.
  6. Певцова, Е.А. Основы правовых знаний / Е.А. Певцова. - М.: Владос, 2012. – 234 с.
  7. Певцова, Е.А. Правовое обучение - основа правового воспитания / Е.А. Певцова. // Учитель. – 2004. - №1.- С.45-47.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: