» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020

Автор: Анисимова Светлана Михайловна, Учитель географии
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Эффективность использования интернет-ресурсов на уроках географии

Статья просмотрена: 336 раз
Дата публикации: 11.01.2020

УДК 373

        ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Анисимова Светлана Михайловна

учитель географии,

МБОУ «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа», с. Шаталовка

 

Аннотация. Информатизация проникла во все сферы человеческой деятельности. С  внедрением  Интернета в образовательные учреждения, появилась возможность  использовать  информационные технологии и в образовании. При изучении географии,  Интернет-ресурсы необходимы, как глобус, карта и другие средства моделирования и познания географических процессов. Они позволяют придать географическому материалу наглядность и пространственную  конкретику. 

Ключевые слова: интернет-ресурсы, формы, образовательная деятельность, современный урок.

 

В системе образования Российской Федерации в последнее время  активно развивается направление информатизации, связанное с развитием телекоммуникационных сетей и разработкой информационно-образовательных Интернет-ресурсов. На уроках географии Интернет  нужен как наиболее современное и эффективное средство обучения.  

В 5-м классе неправильными действиями можно легко вызвать у школьников ненависть к географии как неинтересному и  неживому предмету, который повествует об абстракциях —  горе,  холме,  равнине,  реке. Поэтому на первом этапе введения в географию необходимо информацию  разукрасить, сделать более наглядной. 

Если учащимся 6 класса просто рассказывать о Солнечной системе и о месте Земли в ней без наглядного представления,  они наверняка не поймут и  навсегда потеряют интерес к предмету. Можно позволить ребятам увидеть в трехмерном изображении свой населенный пункт, свой дом с космического спутника на карте и снимке. Такие масштабируемые снимки можно получить с портала «Гугл».  Адрес в Интернете http://maps.google.com.

Никто из нас не был в космосе и не наблюдал Землю в иллюминатор орбитальной станции. Как же заставить детей поверить в истинность гелиоцентрической системы Коперника? Для этого в Интернете имеется доступная модель космического пространства «Селестия», позволяющая  наблюдать объекты  Вселенной в трех измерениях. Посмотреть   строение Солнечной системы и Вселенной, понаблюдать за Луной, осмотреть черные пятна  на Солнце, рассмотреть планеты с разного расстояния и в разное время, рассчитать, когда и где были и будут солнечные и лунные затмения [2].

Особенность  изучения географии материков и океанов в 7-м классе заключается в значительных трудностях усвоения объемного материала. Ученики должны за один год усвоить во всех подробностях все материки и  океаны Земли, запомнить особенности рельефа, климата, внутренних вод, природы и хозяйства.  В этом  помогут  Интернет-ресурсы.

На уроках географии 7 класса, изучая материки, ведется поиск информации в Интернете по различным географическим объектам: водопад Анхель,  Великие Американские озера,  река Нил, горы Гималаи и т.д. С удовольствием  попутешествовать и заглянуть в самые потаенные уголки планеты позволит «Гугл мапс»  http://maps.google.com. С помощью этого информационного ресурса можно показать нагляднее рельеф, например Южной Америки. Совершается «полет»  от Тихого океана до побережья Атлантического океана.  Школьники выступят  в роли штурманов и проложат  маршрут путешествия  по карте. Найдут и опознают все географические объекты: горы Анды, Амазонскую  низменность, Бразильское плоскогорье, запомнят последовательность форм рельефа сначала зрительно на мониторе компьютера, а потом на географической карте.

В системе «Гугл мапс» можно просматривать фотоснимки природных и антропогенных объектов, вести поиск объектов по их названию, создавать свои карты, наносить собственные условные знаки, измерять расстояния, прокладывать  туннель  через центр Земли.

Заглянуть в  морские глубины позволяет  сайт Генеральной батиметрической карты океанов http://www.gebco.net/. Эта международная организация согласует данные о строении Мирового океана, утверждает наименования котловин, желобов, подводных хребтов, гор.

География своей страны всегда понятнее в отличии от описания экзотических районов. Наша  Родина богата укромными уголками, куда невозможно добраться. В этом помогут  ресурсы  Интернета.

Главное место в  курсе физической географии России занимает информация о выдающихся природных объектах: крупных реках, важнейших озерах, высочайших вершинах, морях, которыми омывается территория нашей Родины. Чтобы усвоить положение объекта, необходимо обратиться к карте. Проблему может решить использование серии публикаций в Интернете материалов газеты «География»  издательского дома «Первое сентября», посвященных значимым природным объектам нашей страны. Достаточно  зайти на  сайт  http://geo.1september.ru/  [1].

            При изучении климата России можно использовать сайт www.klimadiagramme.de, где размещена коллекция климатограмм, на которых изображены средние многолетние  значения метеорологических показателей. Процессы, происходящие в атмосфере в разных точках планеты, можно рассмотреть на ведущем российском метеопортале  http://www.gismeteo.ru/.  Используя данные сайта, можно попросить детей вычертить график годового или суточного хода температур для определенного участка страны. Проследить динамику изменений погоды: движение атмосферных фронтов, изменение формы облачности, температуры, силы и направления ветра.  Включив анимацию, можно внимательно проанализировать текущую метеорологическую ситуацию.               

            При изучении населения нашей страны необходимы свежие статистические данные.  Для этого можно воспользоваться сайтами: http://gks.ru/    Государственный комитет по статистике; http://perepis2002.ru/index.html?id=11 – переписной сайт; http://www.rusnations.ru/ –  Интернет-портал «Лица России»; http://www.sci.aha.ru/ – статистика и карты. При изучении населения мира удобно воспользоваться  информацией с сайта Центрального разведывательного управления  США  -  www.cia.gov  [3].

Из Интернета можно взять огромное количество иллюстративного материала: фотографий, схем, карт, рисунков, которые используются для создания слайд-шоу, презентаций. Можно найти и огромное количество карт по различным темам:  демографические, метеорологические и другие карты. Все это делает процесс обучения детей более наглядным и дает им представление о мире и конкретных областях. С этой целью  используются  следующие порталы: http://maps.google.com/ - масштабируемый космический снимок Земли с портала «Гугл»; http://kosmosnimki.ru/ - сайт космических снимков территории России; http://ecosystema.ru/ - фотографии географических объектов Российской Федерации; http://photojournal.jpl.nasa.gov/ - снимки из коллекции «Фотожурнала»; http://zapoved.ru/ - сайт «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации».

В учебном процессе используется  информация из энциклопедий, справочников, http://katalog.iot.ru/ - каталог образовательных ресурсов сети Интернет; http://ru.wikipedia.org/wiki/ - версия энциклопедии на русском языке; http://russia.rin.ru/ - РОССИЯ ВЕЛИКАЯ; http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/ -  энциклопедия «Вокруг света»; http://oopt.info/ - информационно-справочная система «Особо охраняемые природные территории России».

Посетить многие государства  мира, можно не выходя из  кабинета, совершив  виртуальную экскурсию.

Использование компьютерных технологий на уроках географии - это существенное обновление содержания географического образования. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными  технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.  Использование Интернет-ресурсов на уроках географии  помогает учителю повышать мотивацию учащихся  к предмету.  



Список литературы:

  1. Журнал «География» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://geo.1september.ru/ .
  2. Заяц, Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии. (Лекции 1-4) [Текст] / Д.В. Заяц. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября». 2008. – 46 с.
  3. Заяц, Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии. (Лекции 5-8) [Текст]/ Д.В. Заяц. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября». 2008. – 60 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: