» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020
Автор: Поборцева Екатерина Валерьевна, преподаватель
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Онлайн-обучение грамматике иностранному языку
Дата публикации: 10.01.2020
УДК 81-139
Онлайн-обучение
грамматике иностранного языка
Поборцева Екатерина Валерьевна
преподаватель
Гомельский
Государственный Университет им. Ф. Скорины, г. Гомель
Аннотация. Статья посвящена изучению основных аспектов онлайн-обучения грамматике иностранного языка
(английского). Следует отметить, что на сегодняшний день обучение через интернет является наиболее инновационным и
интересным способом организации учебного процесса. Так как
образование является важным социальным процессом, оно должно быть максимально
доступно каждому человеку. Обучение в режиме реального
времени позволяет решить этот вопрос, ведь образование онлайн
удобно, увлекательно и эффективно. Изучая иностранный язык онлайн, студенты получают простой и быстрый
доступ к любым материалам заданной тематике. Они также сами выбирают,
когда и в каком месте обучаться. Получение знаний через интернет позволило студентам осваивать сложные грамматические
конструкции и темы намного быстрее и эффективнее. Метод онлайн обучения может также быть очень эффективным
альтернативным методом для зрелых, самодисциплинированных
и мотивированных студентов, которые хорошо организованы и умеют хорошо
управлять своим временем. Как известно, в современном мире информационные
технологии стали необходимым атрибутом или инструментом онлайн
образования.
Ключевые слова: онлайн-обучение,
навыки, грамматика, уровень, изучение, упражнения.
Иностранные языки становятся все более
нужными в повседневной жизни. Разумеется, для каждого языка, независимо
от последовательности их изучения, возможно знание на высоком, среднем и
повседневном (бытовом) уровне [1, c. 8].
Обучение иностранному языку невозможно без такой части как грамматика,
которая является важной частью языковой учебной программы на всех уровнях
образовательной системы. Обучающиеся всегда с трудом пытаются освоить различные
грамматические явления, допуская вначале много ошибок в письменной и устной речи.
Грамматика образует основную структуру любого языка. Языки
не имеют смысла без использования грамматических правил. «Под грамматическим
уровнем языка понимаются синтаксические закономерности организации текстов из
слов, синтагм и предложений, а также правила слово- и формообразования. Грамматика
имеет первостепенное практическое значение, так как с ее помощью обеспечивается
формирование умений устного и письменного общения» [2, с. 305]. Использование неправильного времени или
пунктуации может изменить смысл целого предложение, которое вызывает проблемы
во взаимном общении. Это приводит к тому, что говорящего не понимают и в этом
случае весь логический смысл высказывания может быть потерян. Например, при
изучении английского языка трудно различаются учащимися временные формы
глаголов, особенно формы перфекта и продолженных времен, которых нет в русском
языке. Для русскоязычных учащихся обилие временных форм, а также связанное с
ним явление согласования времен не может не представлять трудностей и не
способствовать появлению ошибок [3, c. 71].
В процессе обучения иностранным языкам есть два основных
участника, это учитель и ученик.
При обучении наиболее эффективно использование иностранного
языка на протяжении всего занятия. Это способствует увеличению количество
ситуаций, когда ученики общаются на английском языке, что в свою очередь
способствует мотивированию учеников, развитию навыков понимания речи на слух,
заставляет думать на иностранном языке.
Наряду с традиционными способами обучения иностранным языком
в последнее время широкое распространение получило онлайн-обучение.
Такой вид получения знаний можно также использовать и для преподавания
грамматики, как неотъемлемого элемента любого иностранного языка.
Любое онлайн-обучение может быть
практико-ориентированным. С этой целью используется проектная методика,
моделирование реальных речевых ситуаций, в которых слушателю нужно принять
решение, а также внедряются практические занятия, построенные на создании
и разборе кейсов — все это дает возможность получить лучшие результаты и
вызывает неподдельный интерес у слушателей.
Следует отметить, что структуру онлайн-занятия
по грамматике можно традиционно обычно поделить на три этапа: презентация, практика
и воспроизведение. Одним из лучших способов помочь студентам достичь высоких
результатов и понимания различных грамматических структур – это вовлечение в
моделирование различных ситуаций с использованием заданных конструкций,
составление диалогов и мини-рассказов.
На этапе презентации нового грамматического материала при онлайн-обучении можно широко использовать различного рода
таблицы и схемы, что может помочь быстрейшему запоминанию и пониманию. На этапе практики студентам можно предложить онлайн-упражнения для тренировки заданных конструкций,
отработки и закрепления навыков. Для онлайн-упражнений
можно использовать различные виды тренировки, включая тесты на выбор, на
дополнение структур, продолжение и трансформацию. Их цель – «автоматизация
введенного материала в условиях учебной ситуации. В сравнении с упражнениями
предыдущей группы они, оставаясь тренировочными, ставят перед учащимися в
процессе их выполнения определенные речемыслительные задачи, связанные с
выбором формы высказывания в зависимости от содержания задания» [3, с. 281].
При онлайн-обучении можно использовать
интерактивные справочные инструменты, различные приложения и платформы для
удобства обучающихся.
Чем эффективнее онлайн-курс, тем
больше времени было уделено на этапах проектирования и разработки, а также во
время этапа обучения.
Следует заметить, что личное обучение или онлайн-обучение занимают больше времени. В
онлайн-контексте отдельные ученики часто имеют
неограниченный доступ к своим репетиторам по электронной почте, и это может
привести к недопониманию со стороны обучающихся, имеющих нереалистичные
ожидания от своих преподавателей с точки зрения времени отклика и доступности.
Чтобы избежать таких моментов, в начале обучения стоит оговорить время,
установленное для преподавателя, чтобы ответить на онлайн-работу
учащихся или электронные письма. Если в
курс включен синхронный доступ к преподавателю,
например, через скайп, репетитор может указать
«рабочее время», когда они доступны для аудио (или текстового) чата. Перед
началом любого процесса стоит разработать и создать различные интерактивные
задания.
Заметим, что при онлайн обучении
более одного человека целесообразным будет создание интернет-сообщество,
которое предоставит учащимся возможность взаимодействовать друг с другом и
узнать друг друга в социальном плане с самого начала курса. Обучение грамматике
происходит совместно с обучением устной и письменной речи. «Лингвистические и
психологические исследования речевой деятельности свидетельствуют о том,
что устная и
письменная формы общения, при всех присущих им особенностях, не являются
обособленными системами, равно как рецептивные и продуктивные виды общения» [5,
с. 32].
Таким образом, можно отметить стремительный рост популярности
и распространение онлайн-обучения иностранным языкам,
в частности грамматики в любой стране, так как это дает возможность студентам
получать знания и отрабатывать навыки, не отрываясь от основного вида
деятельности.
Список литературы:
- Родина Н. М., Протасова Е. Ю. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие / Н. М. Родина, Е. Ю. Протасова. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2010. – 210с.
- Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-ов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений/ Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 3-е издание, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 336с.
- Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). – Казань, КФУ, 2016. – 189с.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Филомантис, 2006. – 480с.
- Бредихина, И. А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018.— 104 с.
Комментарии: