» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020

Автор: Кубанычбекова Динара Кубанычбековна, студент
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Теория решения изобретательских задач

Статья просмотрена: 41 раз
Дата публикации: 11.01.2020

УДК 510.6

ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ

Воистинова Гузель Хамитовна

кандидат педагогических наук, доцент

Кубанычбекова Динара Кубанычбековна

студент

Стерлитамакский филиал Башкирский Государственного Университета, г. Стерлитамак

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность ТРИЗ-педагогики, ее отличия как метода обучения. Основное внимание уделено использованию ТРИЗ на уроках математики, выделены основные этапы изобретательской деятельности при решении математических задач.

Ключевые слова: теория решения изобретательских задач, ТРИЗ, изобретательская задача.

 

Теория решения изобретательских задач(ТРИЗ) была разработана отечественным ученым Г.С. Альтшуллером с целью ускорения изобретательского процесса. Первые публикации появились, еще в середине XX веке и постепенно теория получила, большое распространение.

Для того чтоб процесс изобретательства был эффективен не обходимо правильно организовать мышление, преодолеть психологическую инерцию и стремление к идеальному решению, а также уметь разрешать противоречия, скрытые в любой нестандартной задаче.

ТРИЗ основывается на функционально-системном подходе, который является инструментом выявления причинно-следственных связей и скрытых зависимостей, анализа ситуаций и объектов, что позволяет организовать обработку информации и получение определенных выводов. 

Неудивительно, что в нашей стране сформировалась ТРИЗ-педагогика, которая стремится воспитать творческую  личностью, способную решать сложные проблемы в различных ситуациях. Решение этой задачи особенно актуально в условиях современного общества.

Основное отличие ТРИЗ от других средства проблемного  обучение заключается в использовании накопленного опыта в сфере решения изобретательских задач, различных приемов и алгоритмов, разработанных в рамках теории. Результатом применения методов ТРИЗ-педагогики, по мнению П.М. Горева [2, c. 12] является сформированное умение творчески решать возникающие проблемы, отказ от шаблонности в принятии решения, преодоление инерции в мышлении.

Современный образовательный процесс формируется в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Применение ТРИЗ позволяет, с точки зрения  М.М. Зиновкина [4, c. 188] создавать образовательное поле,   формирующее новый творческий тип личности, способствуя  достижению личностных и метапредметных результатов обучения. Следовательно, ТРИЗ отвечает требования ФГОС общего образования.

ТРИЗ активно раскрывает творческие способности учащихся, вдохновляя их на новые открытия и идеи, формируя инициативность и самостоятельность. Она заставляет учеников учиться рассуждать, доказывать, изобретать и сочинять.

Принципы и методы ТРИЗ-педагогики можно применять в любой образовательной сфере, в том числе и на уроках математики. При этом обучение будет отличаться от традиционного, а деятельность учащихся будет направлено на осознание и преобразование перерабатываемой информации, и создание конечного интеллектуального продукта. Знания при таком подходе служат инструментом познания, позволяющим преобразовать информацию, а полученный интеллектуальный продукт является по-настоящему «прочным».Показателем качества обучения математике служит количество идей, сформированных учащимся.

Приемы ТРИЗ-педагогики можно использовать как для разминки (два-три не слишком сложных вопроса на размышление), так и на этапе объяснения нового материала (прием «Удивляй!», игра «Лови ошибку»); решение изобретательских задач позволит закрепить пройденный материал. В свою очередь домашнее задание вызовет у учеников желание его выполнить, если задано оно в необычной форме, например, составить шпаргалку по изученной теме.

Для того, чтобы использовать ТРИЗ на уроках математики, выбранная задача должна отвечать ряду условий: условие должно быть достаточным, вопрос корректно сформулированным и сама задача должна содержать противоречие. При решении изобретательской задачи учащиеся отвечают на вопрос: как найти решение, когда традиционных знаний, умений и навыков недостаточно?

По мнению Е.В. Гусарова [3, с. 22] задача характеризуется наличием четкой формулировки, условие содержит все необходимые данные в явном виде, метод решения, как правило, известен и представляет собой последовательность стандартных операций, правильный ответ определен однозначно. Ситуация же имеет неявные условие, различные пути решения, вследствие чего она схожа с проблемными ситуациями, возникающими в жизни.

Рассмотрим в качестве примера решение следующей задачи:

Задача 1. Может ли пятизначное число равняться произведению своих цифр?

Решение. Применим внеполный анализ ТРИЗ, т.е. определим не менее двух веществ и поле, действующее на них.

Пусть abcde – пятизначное число. Произведение цифр этого числа есть . Рассмотрим две вещества  R1=, R2=Mи поле П, действующее на вещества «неблагоприятно» (вещества между собой объединены, изменение одного вещества ведет к изменению другого, что затрудняет нахождение такого вещества, чтобы R1=R2). Применим первое правило внепольного анализа, введем новое вещество, оттягивающее на себя неблагоприятное действие поля П. Таким образом, решение задачи внепольном языке определено. Затем необходимо выявить третье вещество, оттягивающее на себя неблагоприятное действие поля. Это вещество должно взаимодействовать с  R1 и R2. Вспоминая условия задачи, приходим к выводу, что надо найти такое число, которое легко сравнивается с числами и  М. Тогда в качестве такого вещества можно взять число        a· 104, получим  ˃ abcde. Видим, что пятизначное число не может равняться произведению своих цифр.

Ответ: не может.

Изобретательская деятельность на уроке математики направлена на формирование навыков принятия решения. Поэтому деятельность методиста [1, c. 24] разбивают на несколько этапов:

  1. Этап систематизации и актуализации информации, целью этапа является восприятие внешне объективной информации и выделение в ней функционально значимого ядра.
  2. Этап анализа, целью этапа является преобразование полученной информации в проблемную ситуацию.
  3. Этап целеполагания, целью этапа является вычленение основной задачи и выбор стратегии решения задачи.
  4. Этап синтеза решения основной задачи, целью этапа является выбор тактики решения задачи.
  5. Этап рефлексии, цель этапа – проверить полученное решение и его эффективность.

Информационный фонд ТРИЗ включает в себя, по мнению К.И. Шувалов [5, c. 182], опыт научного творчества, содержит дополнительную информацию, основные и вспомогательные инструменты, а сама теория основана на применении определенных технологий.

Таким образом, ТРИЗ-педагогика является инновационной технологией обучения математики. Она способна развивать у учащихся способность работать с информацией и находить творческое решение проблемной задачи.



Список литературы:

  1. Бойчук В.Н., Липатникова И.Г. Формирование умений принимать решения как один из способов развития инженерного мышления учащихся 5-х классов в процессе обучения математике // Педагогическое образование в России. – 2016. – №6. – С.23-28.
  2. Горев П.М.. Научное творчество: практическое руководство по развитию креативного мышления: методы и приемы ТРИЗ. – изд. 2-е. – М.: Ленанд.– 2015. – 108 с.
  3. ГусароваЕ.В.Решение задач на уроках математики с помощью ТРИЗ-технологий // Вестник Пензенкого государственного университета. – 2015. –№ 1. – С.22-24.
  4. Зиновкина М.М., Утемов В.В. Обновление основных программ общего образования через принципы педагогической системы НФТМ-ТРИЗ в условиях реализации ФГОС // Концепт. – 2015. – №12. – С.186-190.
  5. Шувалов К. И. Курс «Изобретательская геометрия» для учащихся 7–9-х классов в системе непрерывного формирования творческого мышления школьников // Концепт. – 2016. – № 11.– С. 182–183.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: