» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (34) 2020

Автор: Кубанычбекова Динара Кубанычбековна, студент
Рубрика: Физико-математические науки
Название статьи: Об организации внеклассной работы по математике в основной школе

Статья просмотрена: 362 раз
Дата публикации: 11.01.2020

УДК 510.6

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Воистинова Гузель Хамитовна

кандидат педагогических наук, доцент

Кубанычбекова Динара Кубанычбековна

студент

Стерлитамакский филиал Башкирского Государственного Университета, г. Стерлитамак

 

Аннотация. Организации внеурочной деятельности уделяется большое внимание в современной системе образования. В статье рассмотрена роль внеклассной работы в изучении математики, описаны некоторые формы внеклассной работы, приводятся основные требования, предъявляемые к организации внеклассной деятельности учащихся.

Ключевые слова: внеклассная работа, математика, математические задачи, развитие личности.

 

Согласно образовательным стандартам[2] одним из обязательных элементов учебного процесса является организация внеурочной деятельности учащихся. При этом формы и вид деятельности определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Организация внеурочной деятельности по математике позволяет повысить уровень знаний учащихся по этому предмету. Учитывая, что математика вызывает затруднения у многих учащихся, подбор эффективных форм внеурочной деятельности является актуальной задачей.

По мнению В.В. Малеева [6, с. 5], внеклассная работа – это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых на уроках.

Методист Г.Х. Воистинова[4, с. 28] отмечает, что внеклассная работа тесно связана с уроком, хотя она постоянно стремится к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм. Внеклассная работа − это продолжение урока, шаг вперед в обогащении учащихся знаниями, умениями, навыками. Эта работа признана одной из форм углубленных занятий по предмету.

В процессе организации внеклассной деятельности учащихся, по мнениюМ.А. Анарбекова[1, с. 20], необходимо придерживаться определенных правил:

  • внеклассные мероприятия должны расширять и углублять знания учащихся, полученных во время основной учебной деятельности;
  • используемые материалы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и учитывать индивидуальные особенности развития;
  • форма организации внеклассной работы должна быть интересна учащимся;
  • организация занятий должна обеспечивать преемственность знаний по физике на различных этапах обучения, а также связь внеурочной и урочной деятельности учащихся.

Значение внеклассной работы, ее влияние на развитие личности юного читателя отмечалось еще методистами, в частности в XIX в. В.П. Острогорским. В XX в. интерес методистов к этой важной проблеме, которая является составной и неотъемлемой частью всей работы по математике в школе, не ослабевает. Проблемам внеклассной работы и процессу воспитания средствами литературы особое внимание уделяли такие методисты, как А.С. Акбашева, Л.П. Бессонов, Т.В. Боброва, С.Ф. Богуславский, Е.И. Бушина, Н.М. Гердзей-Капица, В.А. Даманский, И.С. Збарский, Г.С. Меркин, В.П. Полухина, М.Д. Пушкарева, Я.А. Роткович, И.И. Славина, М.А. Снежневская, М.Д. Янко и др. Перечисленные исследователи отводили особое место внеклассной работе по математике в процессе математического образования и развития школьников. Тесно связанная с уроками математики, внеклассная работа становится естественным ее продолжением. Единство урочной и внеурочной работы является залогом успеха в преподавании математику в школе.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения математике, одной из форм которой является внеклассная работа.

М.Б. Балк[2, с. 123]различает два вида внеклассной работы по математике:

  • работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);
  • работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Организовать внеклассную работу по математике, по мнению С.А. Смирнова [7, с. 183], учитывая принципы воспитания и пытаясь решить поставленные цели и задачи, не так просто, как кажется на первый взгляд. Однако во многом именно благодаря внеклассной работе происходит становление основ гармонически развитой личности, ее активной жизненной позиции, формируются необходимые социально значимые качества, способствующие личному и профессиональному успеху учащихся в предстоящей профессиональной и общественной деятельности.

По мнению В.В. Малеева [6, с. 97], конкретные действия, в которых организуется внеурочная работа: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к математике, направленность и качество этого интереса, этап внеурочной работы (начало, продолжение), внеурочные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Методисты [2], [3], [5] выделяют, следующую форму организации внеклассной работы по математике в основной школе:

  1. тематические вечера по математике;
  2. кружки (по определенной теме, с учащимися данного класса, общешкольные);
  3. олимпиады (классные, школьные, районные, областные),
  4. конкурсы и викторины;
  5. выпуск стенгазет, оформление витрин, стендов;
  6. математические экскурсии и пр.

Таким образом, все формы внеклассной работы по математике можно

разделить на:

  • массовые (вечера, олимпиады и др.);
  • групповые (кружки, стенная печать и пр.);
  • индивидуальные (подготовка рефератов, подготовка к олимпиаде и т.п.). В методику организации внеклассной работы по математике в основной школе входит определение целей и содержания той или иной формы работы, подготовка к проведению этого вида работы и т.п.

Для проведения внеклассной работы по математике рассмотрим [1, с. 22] олимпиадные задачи для 7-класса:

Задача 1. На острове Чунга-Чанга 80% мужчины женаты, а 40% женщины замужем. Какая доля населения этого острова состоит в браке?

Решение: Количество мужчин и женщин, состоящих в браке, - одно и то же. Обозначим его . Тогда мужчин на острове , женщин . Общее число жителей . Состоящих в браке  Тогда искомая величина: .

Таким образом, во внеклассной работе создаются благоприятные условия для развития интереса к математике, расширяются и конкретизируются знания учащихся, демонстрируется связь науки с практической деятельностью или с развитием общества; раскрываются задатки, определяются интересы учащихся.  Можно сделать вывод, что внеклассная деятельность играет важную роль в обучение математики, обеспечивая при этом полноценное развитие личности учащихся.



Список литературы:

  1. Анарбекова М. Внеклассная работа и ее значение при формировании профессиональной компетенции будущих учителей-физики // Молодой ученый. – 2017. – №4.1. – С. 20-22.
  2. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. Пособие для учителей. – М.:Учпедгиз. – 1956, – 248 с.
  3. Буш А.Ф. Внеурочная деятельность и ее роль в мотивации обучающихся к изучению физики в основной школе // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. – 2018. – №1. – С. 26-35.
  4. Воистинова Г.Х., Сагитова Г.Г. Некоторые приемы обучения решению текстовых задач по математике // Проектирование и реализация математического образования в школе и вузе. – Уфа: Башкирский государственный университет.– 2015. – С. 26-31.
  5. Воистинова Г.Х., Солощенко М.Ю. Избранные вопросы методики обучения математике: внеурочная работа. Учеб. пособие для студ. направления «Педагогическое образоване», профилей «Математика», «Математика, Информатика», «Математика, Физика» / Отв.ред. С.С.Салаватова. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ. – 2015. – 83с.
  6. Малеев, В.В. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета: в 2-х ч. – М.: Воронеж: ВГПУ. – 2002. – 128 с.
  7. Смирнова С.А. Педагогика. М.: Ленанд. – 1999, . – 372 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: