» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Монаков Юрий Иванович, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Анализ административной ответственности и основные направления совершенствования механизма административно-правового регулирования в сфере туризма

Статья просмотрена: 347 раз

АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Монаков Юрий Иванович

студент юридического факультета

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются существующая административная ответственность в Российской Федерации, анализ его, а так же  рассмотрены основные направления совершенствования механизма административно-правового регулирования в сфере туризма .

Ключевые слова: туроператоры, турагенты, административная ответственность, политика, закон, право.

 

В России туристическая сфера  в последние время развивается  стремительно, но по  сравнению  с лидерами туристического сектора сильно отстает. Развитие данной сферы тормозится из-за многочисленных нерешенных проблем административно-правового характера.

Прежде чем раскрывать административную ответственность за нарушения в сфере туризма, необходимо обозначить субъекты административно-правовых отношений в туристической деятельности.

Одним из субъектов является орган государственной  власти (законодательной или исполнительной). На федеральном уровне в числе  таких субъектов следует назвать  Правительство России, Минспорттуризм России, на уровне субъектов Российской Федерации администрации субъектов  и их уполномоченные подразделения. Следующим субъектом административно-правовых отношений в сфере туристской деятельности являются сами туристы. Непременными субъектами административно-правовых отношений в сфере туристской деятельности являются туроператоры и  турагенты, на которые указывает  ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"[1].

Турагенты продают уже готовый туристский продукт, в отличие от туроператоров но не формируют его. Постановлением Правительства  РФ от 18 июля 2007 г. N 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта" введены понятия "потребитель" и "исполнитель"[4].Под потребителем по новым правилам принято понимать заказчика туристского продукта, который имеет намерение заказать или уже заказал (пользуется) этим продуктом исключительно  для личных, семейных и других нужд, которые не связаны с ведением предпринимательской деятельности. Исполнителем считается туроператор, который заключает  с потребителем договор о реализации туристского продукта. Договор может  быть заключен не только туроператором, но и от его имени. К исполнителям относят также и турагента, который  действует на основании договора с туроператором. При этом турагент заключает с потребителем от своего имени, но по поручению и за счет туроператора договор о реализации туристского продукта[5].

Административная ответственность - применяется за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юр. лица, за которое в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КОАП) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Мерами ответственности  за административные правонарушения определены следующие административные наказания (ст. 3.2 КОАП): предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация [2].

В туристической сфере очень  широк перечень возможных административных правонарушений и, соответственно, наказаний: нарушение законодательства в области  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благосостояния населения (ст. 6.3); нарушение  санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6); нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории  и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст. 7.13); и т.п.[2].

Субъектами административной ответственности, установленной ст. 14.7 и ч. 1 и ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, могут быть туроператоры и турагенты с учетом конкретных обстоятельств.

Согласно положениям ст. ст. 1 и 10 Закона "Об основах туристской деятельности" туристская путевка является неотъемлемой частью договора, подтверждающей факт оплаты туристского продукта. Это значит, что реализация гражданам туристского продукта без оформления туристской путевки влечет привлечение виновного субъекта к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ. К указанной административной ответственности могут привлекаться только туроператоры. Турагенты, по мнению Роспотребнадзора, в данном случае не могут быть субъектами ответственности по указанной статье, так как реализация туристского  продукта не является для них самостоятельной  услугой, оказываемой ими потребителям[6].

В результате приходим к тому,что туроператор обязан своевременно информировать потребителя  об обстоятельствах, зависящих от потребителя, которые могут снизить качество туристского продукта или повлечь  за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта. Нарушение этого правила может  повлечь административную ответственность  виновного лица, установленную ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ[2].

 Важным моментом является безопасность услуги в туристской сфере. В законе об основах туристской деятельности установлены критерии безопасности туристского продукта как потребительской услуги, которые позволяют повысить эффективность защиты прав потребителей гражданско-правовыми методами. Согласно положениям п.1 ст.10 Закона о  защите прав потребителей и п.7 Правил исполнитель обязан своевременно представлять потребителю необходимую и достоверную  информацию о туристском продукте, обеспечивающую возможность его  правильного выбора, в том числе  и о возможных рисках и их последствиях для жизни и здоровья потребителя[3].

Согласно новой редакции части 5 статьи 9 Закона N 132-ФЗ туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Теперь туроператор  отвечает перед туристом в любом  случае, даже если он не упоминается  в договоре, заключаемом между  турагентством и туристом. Таким образом, Законом N 47-ФЗ введена ответственность сразу по нескольким важным нормам законодательства о туристской деятельности. При этом те туроператоры выездного туризма, которые не захотят входить в объединение или будут из него исключены, потеряют право работать на рынке туристских услуг, так как они будут исключены из федерального реестра туроператоров[7].

За нарушения, предусмотренные  Кодексом РФ об административных правонарушениях, фирму и ее должностных лиц (руководителя или главного бухгалтера) могут привлечь к административной ответственности. Как правило, это различные штрафы.

При назначении наказания  за административные нарушения учитываются  как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства[5].

 К основным направлениям механизма совершенствования административно-правового регулирования в сфере туризма можно отнести: совершенствование нормативно-правовой основы туризма, совершенствование организационной основы системы органов исполнительной власти, наделенных полномочиями в сфере управления туризмом, а также улучшение форм, методов и способов регулирования отношений в сфере туризма.         

 Туристские услуги являются одной из главнейших проблем туристской индустрии в России. Усиленное развитие туристской инфраструктуры, улучшение качества сервиса в туризме - является одной из основных задач административно-правового регулирования этой области. Что касается преобразования организационных и функциональных основ системы органов исполнительной власти в сфере туризма, то следует отметить о необходимости четкого разграничения полномочий между указанными органами публичной власти всех уровней государственного управления. Некоторые способы административно-правового регулирования в сфере туризма также требуют определенной оптимизации. Этот процесс не должен носить абсолютный универсальный характер, в максимальной степени должны учитываться все его специфические особенности. К способам государственного регулирования туристской деятельности, требующим определенной корректировки можно отнести стандартизацию и классификация объектов туристской индустрии; сертификацию в сфере туризма и формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров [8].

Очевидна острая необходимость приведения российского законодательства о туризме в соответствие с международно-правовыми актами. Существенный прогресс правовых, социальных и экономических основ функционирования государства, законодательство о туристской деятельности требует кардинального пересмотра нормативно-правовой основы управления в сфере туризма, с учетом сохранения правовых институтов, которые зарекомендовали себя положительно. Наиболее эффективным путем развития законодательства в подобном направлении является подготовка нового базового закона, регулирующего весь комплекс правовых проблем в сфере туризма.

 



Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации, “Российская газета”, № 237 от 25.12.1993г. "Кодекс
  2. Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017)
  3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей" Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.
  4. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 10.02.2017) "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта"
  5. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ под общ. ред. Н.Г. Салищевой. - 8-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2015
  6. Конин Н.М. Административное право России. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. - 445 с.
  7. http://freepapers.ru/107/administrativnaya-otvetstvennost-v-turizme/238376.1619311.list1.html/ Дата обращения 02.09.2017
  8. http://av.disus.ru/dissertatciya/101097-3-administrativno-pravovoe-regulirovanie-sfere-turizma.php/Дата обращения 29.08.2017


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: