» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017
Автор: Гетман Анна Витальевна, магистр
Рубрика: Политология
Название статьи: Стратегия безопасности Черноморско-Каспийского региона
УДК:
327.341
СТРАТЕГИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕРНОМОРСКО-КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Гетман
Анна Витальевна
магистрант
1 курса
Институт
Социологии и Регионоведения
Аннотация.
В
данной статье рассматриваются стратегии и принципы безопасности в ЧКР, основных
факторов влияющих на безопасность регионов.
Ключевые
слова: безопасность, Каспийский регион, стратегии, региональный
контроль, обеспечение безопасности
Безопасность, являющаяся одним
из основных структурных элементов международно-политического
дискурса, представляет собой наиболее динамично
развивающуюся область международных отношений. За последнее десятилетие область
исследований безопасности претерпела существенные трансформации, носящие парадигмальный характер в содержательном плане, так и дискурсного характера в прикладном измерении. Это поставило
перед исследователями и экспертами проблему поиска определения феномена
безопасности как явления, носящего комплексный характер в области международных
отношений. Учитывая тот факт, что проблемное поле международной безопасности
имеет тенденцию к смещению с «метауровня»,
обозначаемого в терминах международной системы, в субрегиональное измерение,
проблема формирования субрегиональных систем безопасности, как важнейшей
структурной компоненты международной системы евро-атлантической безопасности
приобретает важнейшее значение в области функциональной ковергенции
двух указанных уровней.
Некоторые региональные эксперты
считают совершенно необходимым и крайне актуальным, не дожидаясь завершения
переговорного процесса по определению правового статуса Каспия, инициировать
широкое обсуждение и проработку межгосударственной «Стратегии и тактики
обеспечения безопасности Каспийского региона», которая была бы взята за основу
внешней политики как стран региона, так и стран,
имеющих здесь серьезные экономические интересы и заинтересованных в
безопасности собственных инвестиций, ресурсных и логистических
проектов [1].
В качестве основных принципов
данной «Стратегии» должны стать следующие ключевые положения:
·
недопустимость военного присутствия в Каспийском
регионе внерегиональных держав;
·
региональный контроль над процессами
количественного и качественного роста военного потенциала «каспийских
группировок» вооруженных и военно-морских сил прикаспийских государств;
·
широкая кооперация «полицейских усилий»
прикаспийских государств в вопросах ликвидации
возможного проникновения и присутствия трансграничных террористических
организаций в общую для наших стран «каспийскую сферу безопасности»;
·
расширение государствами региона экономического
сотрудничества со всеми внешними акторами;
·
создание системы регионального
межгосударственного контроля за экологическими и иными факторами риска, в том
числе – в вопросах промышленной безопасности эксплуатации энергетических и иных
ресурсов Каспия [2].
Отметим
значимость Каспия для нерегиональных игроков определяется
следующими факторами:
1. энергетическим потенциалом
шельфа и транзитными возможностями некаспийских
государств, составляющих его ареал (Грузия, Турция, балканские государства).
2. выгодным стратегическим
положением, позволяющим укреплять влияние в Центральной Азии, на Ближнем
Востоке и на Южном Кавказе.
3. возможностью контролировать наркопоток из Афганистана.
4. проникновение в приграничные
потенциально конфликтогенные российские регионы
(Астраханская область, Дагестан, Калмыкия).
Можно сделать вывод о том, что,
начиная с осени 2013 года (Украинский кризис, затем новая фаза
антитеррористической кампании на Ближнем Востоке), ситуация в
Черноморско-Каспийском регионе значительно обострилась. Афганистан и Ирак
оказались только верхушкой айсберга «войны с международным терроризмом»,
поскольку главным приобретением Соединенных Штатов и их союзников по НАТО стало
военное присутствие на границах России и Ирана, в самом «сердце» мусульманского
Востока, на пересечении важнейших транспортных путей. С приходом в Белый дом
Барака Обамы, по целому ряду причин, из-за сплетения
политических и экономических противоречий, американский «рывок на Восток»,
проникновение на Каспий, важнейшую геостратегическую
точку, на которой сошлись интересы мировых держав – США, Китая и России и
региональных государств – Турции и Ирана, спецслужб и транснациональных
корпораций был приостановлен. Однако в настоящее время перед нами
разворачивается новая мировая афера – США, Франция, Великобритания и некоторые
монархии Персидского залива под видом борьбы с международным терроризмом
приступили к фактическому расчленению Ирака и к новой фазе по смене режима в
Сирии, которая подверглась неспровоцированной агрессии. Запад и некоторые
арабские государства максимально заинтересованы и делают все для того, чтобы
направить деятельность террористических исламистских организаций типа
«Исламского государства» на север. Для России и ее
союзников это означает, что после «решения вопросов» с террористическим
халифатом - ИГ следующим направлением повышенной активности западной
антитеррористической коалиции может стать Кавказско-Каспийский регион [3]. Это
самым существенным образом затронет стратегические интересы и национальную
безопасность России и ее союзников, а потому уже
сейчас требует адекватного осмысления ситуации, реализации на практике
необходимых и разносторонних упреждающих мер.
Список литературы:
- Колесников А. США и Турция реализуют на Каспии концепцию передовых военных баз [Электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/kazakhstan/1850239.html
- Добаев И. Геополитические процессы в черноморско-каспийском регионе: угрозы национальной безопасности. 28.01.2015// http://www.kavkazoved.info/news/2015/01/28/geopoliticheskie-processy-v-chernomorsko-kaspijskom-regione-ugrozy-bezopasnosti-rossii.html
- Миронов О., Войко Е. Вопросы безопасности в Черноморско-Каспийском регионе в связи с расширением НАТО и обострением энергетической конкуренции//http://regional-dialogue.com/
Комментарии: