» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Шестопалова Татьяна Павловна, Воспитатель первой квалификационной категории
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Содержание работы с родителями по направлению «Формирование речевой культуры детей дошкольного возраста»

Статья просмотрена: 29 раз
Дата публикации: 18.01.2020

УДК 373.2

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

 «ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Шестопалова Татьяна Павловна

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Родничок», г. Тулун

 

Аннотация. Статья посвящена педагогическому просвещению родителей по проблеме формирования речевой культуры детей дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогической литературы были подобраны как традиционные, так и нетрадиционные, методы и формы взаимодействия с семьями воспитанников, учитывая их потребности и индивидуальные особенности.

Ключевые слова: речевая культура, методы, формы взаимодействия, работа с родителями.

 

Решая задачи речевого развития, нельзя ограничиваться только работой с детьми. Важно проводить определенную работу и с родителями воспитанников.

Цель работы с родителями по данному направлению заключается непосредственно в объединение усилий взрослых для обеспечения успешного речевого развития дошкольников.

А для этого необходимо выявлять образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития; практически знакомить родителей с наиболее эффективными методами и приемами развития речевой культуры; создавать условия для переноса полученных педагогических знаний в условия семейного воспитания.

Для решения этих задач педагоги детского сада могут использовать весь арсенал традиционных форм и методов педагогического просвещения родителей:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития.

Однако, у таких форм работы имеется один недостаток – в них родители выступают как пассивные участники взаимодействия. Педагогу трудно получить обратную связь от родителей.

Поэтому в настоящее время актуальна проблема использования иных, новых форм педагогического просвещения, когда бы родители изначально ставились в такие ситуации, когда нужно проявлять себя, свои знания и умения, активно бы приобретали практические уменияразвития разных сторон речи ребенка, в том числе формирования звуковой культуры речи.

К числу таких форм работы можно отнести следующие мероприятия:

  • открытые занятия;
  • мастер-классы;
  • речевые тренинги;
  • речевые праздники;
  • образовательные проекты с участием родителей.

Одним из важных условий педагогического просвещения родителей по вопросам развития речи детей, является создание информационного уголка. Это не новая форма работы, но оформление и содержание такого уголка должно подчиняться требованиям нашего времени.  

Требования к оформлению информационного уголка

  1. Доступность. Располагаем уголок на уровне глаз взрослых, используем в тексте термины понятные для родителей, не имеющих специального педагогического образования.
  2. Безопасность. Не используются кнопки, скрепки и других острые предметы.
  3. Достоверность. Используется только научная информация.
  4. Эстетичность. Все материалы печатаются на светлом фоне, используются различные окантовки, шрифт не менее 14-го, чтобы можно было прочесть с расстояния метра, чёткий. Рубрики и названия выделяются контрастным цветом, крупным шрифтом. Все материалы необходимо дополнять яркими картинками, детскими рисунками и фотографиями, желательно детей данной группы. Материалы должны в первую очередь привлечь внимание родителей, а затем донести нужную информацию.
  5. Краткость. Нужно выбирать статьи, небольшие по объему, но дающие исчерпывающую информацию. Советов должно быть не более семи.
  6. Оригинальность. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания вежливого ребёнка» или «Что делать, если ребёнок упрямиться?». Заголовок, тема может располагаться, например, на солнышке или облаках.
  7. Периодичность. Информация должна обновляться не реже одного раза в месяц.

Рекомендации к содержанию материалов уголка

  • особенностью всех информационных уголков для родителей является наличие прежде всего стендовых консультаций воспитателей и специалистов, в данном случае по вопросам развития речи дошкольников;
  • особым обязательным разделом уголка является рубрика «Учим вместе». Здесь размещается информация о новых словах по теме недели, которые должны знать и понимать дети; приводятся пословицы, поговорки, в которых эти слова можно закрепить; стихи для заучивания по теме недели;
  • также в речевом уголке можно разместить домашнюю игротеку, материалы которой познако¬мят родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на за¬крепление различных речевых, моторных, артикуляционных навы¬ков. Поэтому некоторую информацию нужно оформлять в виде такого продукта, который при желании родители унесут с собой и воспользуются им дома (буклеты, памятки, журналы и газеты для родителей, раздаточный материал для занятий с детьми).

Относительно новой формой работы с родителями является речевойтренинг.

Тренинг (от английского training – тренироваться) – в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков, умений, личностных качеств.

Тренинги часто используются в психологии, для развития определённых свойств, качеств личности (уверенности, творческих проявлений, снятие агрессивности и др.)

Речевой тренинг – это раскрытие голосоречевого потенциала человека, профилактика и коррекция голосоречевых нарушений. А в работе с родителями - это эффективное средство их педагогического просвещения. В ходе тренинга родители имеют возможность осознать особенности своей речи, получить практикум - поупражняется в правильном произношении, освоить приемы развития или коррекции своих речевых ошибок и ошибок детей.

Вначале тренинга его участников обязательно знакомят с принципами групповой работы:

1. Принцип и правило максимальной активности.

В процессе тренинга его участники должны быть максимально активны. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, обсуждение своих и чужих действий.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

На тренинге участники общаются «здесь и теперь», т.е. обсуждают только то, что делается и говорится во время занятий.

3. Принцип и правило персонификации высказываний.

Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я думаю…», «я слышу...», «мне кажется...», «я считаю…».

4. Принцип отсутствия критики и безоценочности высказываний.

В целях создания условий для активности любая критика на тренинге должна быть сведена к минимуму и касаться только конкретного высказывания или поведения, а не личности.

5. Принцип объективности. Правило обратной связи.

Важнейшие моменты тренинга – осознание участниками своего поведения, особенностей речи и переход от импульсивных действий к сознательной саморегуляции.

Речевые праздники – еще одна, новая для нас форма работы с детьми и родителями.

Речевой праздник – это торжество, объединяющее его участников общностью переживаний, эмоциональностью. Целью речевых праздников и развлечений является привлечение внимания и детей, и родителей к родному языку, его красоте и благозвучию, развитие познавательных интересов, повышение уровня языкового развития участников мероприятия.

К речевому празднику готовятся все: дети, родители, педагоги. Украшается зал или группа, дети приходят нарядные, приглашаются гости. Материал сценария носит характер развивающего воспитывающего обучения. Эмоциональность восприятия материала усиливается сюрпризными моментами. Присутствие на празднике сказочных персонажей вызывает у его участников большой интерес, усиливает зрелищность, театральность праздника.

Мастер-класс – еще одна форма активного взаимодействия с родителями воспитанников, где родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения своих детей.

Мастер-класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом (воспитателем) с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений родителей.

Мастер-класс может быть проведен:

-          с группой детей для родителей;

-          с родителями;

-          с родителями и детьми.

Образовательные проекты с участием родителей

Эта форма работы прошла хорошую апробацию в нашем учреждении.

Как мы знаем, проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Поэтому этапы проекта с участием родителей по теме «Развиваем звуковую культуру речи» будут ориентированы на:

-          подбор материала для информационного просвещения родителей,

-          определение форм взаимодействия всех субъектов педагогического процесса,

-          и в конечном итоге, создание продукта деятельности, как итога изучения данной темы.

В образовательный проект можно включить такие формы взаимодействия, как: совместные с родителями игры, занятия, праздники, мастер-классы и дрродуктом совместной деятельности может выступать совместно созданный словарь полезных слов, книжки-малышки красивых фраз, плакаты, лэпбукии т.д.

Организуя в рамках проекта совместную деятельность с родителями, необходимо:

  1. В первую очередь определить уровень их педагогической просвещенности в данной теме.
  2. Создать проблемную ситуацию, через которую у родителей появится потребность в изучении данной темы.
  3. Активизировать родителей, используя совместные игры, проблемные задачи, активные формы взаимодействия.
  4. Формы взаимодействия с родителями должны быть направлены на создание определенного продукта, который в дальнейшем послужит подсказкой для родителей или будет использоваться педагогом и детьми в группе при воспитании детей.

Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод о том, что в современном образовательном процессе необходимо использовать инновационные методы и формы работы, но при этом не забывать охватывать всех субъектов образовательного процесса, работать в триаде «педагог-ребенок-родители». Именно для этого необходимо использовать новые формы педагогического просвещения, чтобы родители изначально ставились в такие ситуации, когда нужно проявлять себя, свои знания и умения, активно приобретать практические умения развивать разные стороны речи ребенка, а в частности формировать звуковую культуру речи.





Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: