» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017
Автор: Гетман Анна Витальевна, магистр
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Геополитические интересы России
УДК 329.7
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ
ИНТЕРЕСЫ РОССИИ
Гетман
Анна Витальевна
магистрант 1 курса
Институт Социологии и Регионоведения
История многократно ставила
перед российской государственностью самые трудные задачи. И, тем не менее,
Россия, ведомая русским народом, находила силы вставать с колен, преодолевать
препятствия, социальные потрясения и набирать новую силу [1].
Серьезное влияние на
формирование и развитие геополитических интересов в России оказали два
философских направления рубежа XIX-XX вв. – «славянофильство» и «западничество»
– предпосылками к возникновению которых явились
процессы разложения и кризиса крепостничества и построения капиталистических
отношений в стране. Основным вопросом двух противоборствующих течений стало
определение роли и места России в мировом пространстве.
Возникновение славянофильского
учения относят к 1834 г., с выходом программного труда И.В. Киреевского
«Девятнадцатый век», в котором автор описывает картину смены прошлого века
новым, обрисовав те изменения, которые произошли в науках, искусстве, философии
и религиозных воззрениях. Утверждая, что характер европейского просвещения
становится чисто практическим, перестав быть поэтическим, историческим,
художественным и философическим, а также полагая, что жизнь европейского
просвещения XIX в. не имела на
Россию того влияния, какое она имела на другие государства Европы. В заключении
И.В. Киреевский поднимает вопрос: необходимо ли заимствовать просвещение из
Европы или развивать свое [2 С. 82-90]?
В своей философии славянофилы
поднимают вопрос об особой миссии русского народа, обусловленной его
принадлежностью к истинной вере, о чем свидетельствует выработанное ими понятие
«соборности», являющееся, по их мнению, этнопсихологической основой России.
Выдвинутая славянофилами идея особости России в мире позволила сформировать
теорию о родстве всего славянства и неизбежности его противостояния Западу. В
дальнейшем данные идеи были достаточно широко развиты в трудах Р.А. Фадеева,
Н.Я Данилевского и К.Н. Леонтьева.
Наиболее зрелые
идейно-теоретические плоды славянофильство принесло в последние годы своего
развития. В первую очередь следует упомянуть труд социолога, публициста и
естествоиспытателя Н.Я. Данилевского. В своем труде «Россия и
Европа» он выделил самобытные культурно-исторические типы народов Запада и
Востока, обосновав при этом особую геополитическую судьбу славянского
культурно-исторического типа с его положительными чертами: привычке к
повиновению, уважении и доверии к власти, отсутствии властолюбия, отвращении к
вмешательству в дела, в которых он не компетентен [3 С. 488]. Геополитические интересы России он видел в
единстве и сплоченности русского народа, в силе его духа, олицетворяющего мощь
российского государства.
Возникновение западничества
было связано с деятельностью так называемого кружка
Станкевича, куда входили В.Г. Белинский, К.С. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, М.А.
Бакунин, Т.Н. Грановский и другие. Однако отнюдь не все представители кружка
остались в дальнейшем на западнических позициях (к примеру, Аксаков, стал одним
из видных членов славянофилов).
Западники выступали за
признание необходимости развития России по западноевропейскому пути. Идеи представителей
«западничества» в основном выражались и пропагандировались при помощи
публицистов и литераторов. В общественной борьбе против реакционной официальной
идеологии, провозглашавшей единство «православия, самодержавия и народности», и
в идейных спорах со славянофилами, среди западников выступали А. И. Герцен, Н.
П. Огарев, В. Г. Белинский. Западники связывали успехи в социальных
преобразованиях страны с усвоением исторических достижений развитых стран
Запада. Основываясь на признании изначального единства человечества и
закономерностей его исторического развития, они полагали неизбежным для России
пройти теми же историческими путями, что и ушедшие вперёд западноевропейские
народы. Западников объединяли их критические подходы к славянофильству, однако в
свою очередь, они по-разному трактовали особенности западных цивилизаций и как
следствие – по-разному представляли себе перспективы исторического развития
России.
Хотя евразийцы первыми
обратились к геополитике как к науке, чрезвычайно важной для формирования
мировоззрения, политической идеологии и даже культуры, их роль в этом вопросе
оценивается неоднозначно. Так, по мнению исследователя А.Г. Кузьмина, «узловым
звеном в концепции «евразийцев» являлась держава Чингис-хана, с которой они связывали обнаружение
«особого материка» – Евразии. Если германские геополитики твердо стояли на
почве пангерманизма, рассматривая Восток как сферу экспансии, то русские
эмигранты «евразийцы» искали на Востоке противовес Европе и находили его в
Монгольской державе». Критике подвергаются следующие аспекты их теории:
противопоставление исторических судеб, задач и интересов России и Запада,
негативное отношение к домонгольскому периоду, и
признание монгольского завоевания как блага для России: «Без татарщины не было
бы России».
Вполне очевидно, что концепция евразийства не лишена недостатков, однако позитивной
геополитической идеей евразийства является идея
сохранения целостности такого сложного, самобытного, великого и самодостаточного геополитического образования как Россия, существующего
благодаря участию в государственном строительстве многих народов, различающихся
религиозно и этнически. Сохранение этой целостности в настоящем и будущем
является основополагающим, по мнению евразийцев, геополитическим интересом
России.
С точки зрения своего
геополитического положения Россия как прямая преемница СССР и Российской
империи оказалась в новой ситуации. Эта ситуация сложилась в результате
действий определенных геополитических закономерностей. Важнейшая
геополитическая задача, которую Россия должна решить, заключается в недопущении
ущемления своих позиций на мировой арене и оттеснения от участия в решении
проблем, затрагивающих ее стратегические (национальные) интересы.
Список литературы:
- Нартов Н.А. Геополитика. – М.: Юнити, 2009. – С. 30
- Киреевский И. В. Девятнадцатый век; О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России; О необходимости новых начал для философии // Киреевский И. В. Критика и эстетика. – М., 1979. – С. 82-90
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М., 1991. – С. 488
Комментарии: