» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Колмакова Анастасия Сергеевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Зависимость агрессивности от показателей мышления у подростков старшего возраста

Статья просмотрена: 74 раз
Дата публикации: 7.02.2020

УДК 159.99

ЗАВИСИМОСТЬ АГРЕССИВНОСТИОТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Колмакова Анастасия Сергеевна

студент

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. Статья посвящена изучению вопроса зависимости агрессивности от показателей мышления у подростков старшего возраста. Агрессивное поведение подростков заслуживает особого внимания, так как усилилось число школьников с девиантным поведением.Существует множество причин такого поведения и одной из них являются разные показатели мышления.

Ключевые слова. Агрессивность, мышление, подростковый возраст.

 

Агрессивное поведение представляет собой девиантное поведение, которое вредит людям на социальном уровне и мешает общественному порядку. Проблема агрессивности подростков является одной из самых значимых проблем в психологии. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях. Причиной подобного поведения могут быть социальные и психологические проблемы. В некоторых случаях причиной агрессивности могут быть разные показатели мышления. От мышления зависит степень агрессивности человека, а в особенности у подростка в сензитивном периоде. В этот период у подростка формируются определенные психологические свойства и вид поведения.

Исследованием мышления занимались многие отечественные и зарубежные авторы, такие как А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн, Дж. Уотсон, Ж. Пиаже и др.. Но мы остановимся на определении А. В. Брушлинского и С. Л. Рубинштейна.

Полное и точное определение мышления дал у А. В. Брушлинский: «Мышление – социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, т. е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы».

С. Л. Рубинштейн  писал, что «психика человека осуществляет не только когнитивную, но и регулятивную функцию. Это касается и мышления. Мышление включено во взаимодействие человека с миром». Таким образом, мышление обеспечивает успешность нашего взаимодействия с миром, в частности, успешность нашей деятельности по преобразованию этого мира. Необходимо также подчеркнуть, что мыслит не мышление само по себе, а человек, субъект, обладающий мышлением и непрерывно обновляющий, развивающий свой жизненный опыт

Сложность исследования физиологических основ мышления объясняется тем, что на практике мышление как отдельного психического процесса не существует. Мышление присутствует во всех других познавательных психических процессах, в том числе в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Все высшие формы этих процессов в отдельной степени, в зависимости от уровня своего развития, связаны с мышлением.

Теперь рассмотрим определение «агрессивность». Проблемой агрессивности занимались многие авторы, но мы рассмотрим определения и теории Р. Бэрона и Д. Ричардсона, А. Бандуры.

«Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», пишут Р. Бэрон и Д. Ричардсон, подчеркивая при этом не эмоциональный аспект, а поведенческий аспект проявления агрессии.

А. Бандура выдвинула теорию и разъясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. Значительное внимание уделяется обучению, воздействию изначальных посредников социализации, а конкретно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было подтверждено, что поведение родителей не редко выступает в качестве модели злости и, что у агрессивных родителей, как правило, бывают агрессивные дети. Так же данная теория утверждает, что усвоение человеком широкого спектра агрессивных реакций - прямое одобрение такого поведения. То есть, получение подкрепления агрессивных воздействий в разы увеличивает возможность того, что похожие действия будут неоднократно повторяться в дальнейшем. Вместе с тем, значительное влияние имеет действенная агрессия - достижение успеха посредством агрессивных воздействий.

Подводя итог выше сказанному, хотелось бы отметить, что агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя.

А теперь рассмотрим определение «подростковый возраст». Изучению проблем подросткового возраста посвящали свои работы многие исследователи, такие как Л. С. Выготский, Н. Н. Толстых, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др..

Л. С. Выготский  подходил  к подростковому периоду как к историческому образованию. Как и Л. П. Блонский, он считал, что особенности протекания и продолжительность подросткового возраста заметно варьируют в зависимости от уровня развития общества. Согласно взглядам Л. С. Выготского, подростковый возраст – это самый неустойчивый и изменчивый период, который отсутствует у дикарей и при неблагоприятных условиях «имеет тенденцию несколько сокращаться, составляя часто едва приметную полоску между окончанием полового созревания и наступлением окончательной зрелости».

С точки зрения Ж. Пиаже, на протяжении всего подросткового возраста происходит постепенное формирование высшей (и заключительной) стадии интеллектуального развития. Мышление подростка становится мышлением взрослого человека, радикально отличающимся от мышления ребенка. При этом Ж. Пиаже специально подчеркивает, что не все подростки и взрослые достигают этого уровня, а те, кто достиг, далеко не всегда его используют.

В подростковом возрасте (12-17 лет) ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Формирование нравственных ценностей, представления о себе, о смысле жизни, самосознания. Происходит воспроизведение в отношениях между сверстниками тех отношений, которые существуют между взрослыми. Отношения строятся на основе определенных морально-этических норм. Внутри этой деятельности формируются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее. Благодаря этому возникают новые задачи и мотивы дальнейшей собственной деятельности.

Таким образом, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и зрелостью.

Проведя научно-исследовательскую работу, значимость которой была в том, чтоб определить зависимость агрессивности от показателей мышления у подростков старшего возраста был сделан вывод, чтоагрессивность и показатели мышления имеют взаимосвязь. Это может зависеть от социальных, ситуативных, поведенческих  и социально-психологических факторов.Гипотеза работы была следующей,существует взаимосвязь между агрессивностью и мышлением, а именно чем выше агрессивность, тем ниже показатели мышления у подростков старшего возраста.

В исследовании приняли участие школьники старшего подросткового возраста (учащиеся 10 классов) из разных учебных заведений.Из общего количества исследуемых респондентов выходит 57% мальчиков и 43% девочек.

Метод корреляционного анализа как один из главных методов статистической обработки данных позволяет обнаружить линейные связи между двумя переменными. В рамках исследования данный метод использовался для выявления взаимосвязи между агрессивностью и мышлением.

В процессе исследования была подтверждена гипотеза о том, что существует значимая взаимосвязь между агрессивностью и показателями мышления у школьников старшего возраста, а именно чем выше агрессивность, тем ниже показатели мышления.



Список литературы:

  1. Волков, Б. С. Психология подростка : учебное пособие / Б.С. Волков — Москва: КиоРус , 2002. – 160 с.;
  2. Корнилов, Ю. К. Общая психология. Мышление [Текст]/ К метод. указания / Корнилов, Ю, К,; Ярославский Государственный Ун-т им. П. Г. Демидова.- Ярославль : ЯрГУ, 2010. – 36с. ;
  3. Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва: Академия. 1999.– 456 с.;
  4. Ротенберг, В. С. Бондаренко, С. М., Мозг. Обучение. Здоровье: Книга для учителя.- Москва: Просвещение, 1989 – 239 с;
  5. Строилова, Т. В. Социальные детерминанты агрессивного поведения подростков. Кемерово, 1999. – 212 – 218 с.;
  6. Психология подросткового возраста. Жан Пиаже. [Электронный ресус] – режим доступа (https://studme.org/193065/psihologiya/piazhe):(дата обращения:22.11.201);
  7. Определение понятия мышление. [Электронный ресурс] – режим доступа (https://studbooks.net/720598/psihologiya/opredelenie_ponyatiya_myshleniya): (дата обращения:22.11.2019).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: