» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 2017

Автор: Трофимова Надежда Николаевна, учитель начальных классов
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Роль исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы для достижения новых результатов образования (Из опыта работы)

Статья просмотрена: 229 раз

Китайская мудрость гласит:

Скажи мне, и я забуду;

Покажи мне, и я запомню;

Вовлеки меня, и я научусь.

    Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных сферах обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Формирование, универсальных учебных действий

 Исследовательской и проектной деятельностью со своими учениками я занимаюсь  не первый год и считаю такую работу актуальной. Использую на уроках педагогические технологии, основанные на применении исследовательских методов обучения.

 Начиная с первого класса, в своей работе использую специальные игры и занятия, позволяющие  развивать и активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований.   Для этого использую систему тренинговых занятий, рекомендованную А.И. Савенковым. Целью таких занятий является:

- умение задавать вопросы

Игра «Угадай, о чём спросили». Ученик, не читая вопроса вслух, громко на него отвечает. Например, на карточке написано «Почему совы охотятся ночью?» Ребёнок отвечает:  «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Все остальные должны догадаться, каким был вопрос.

-умение видеть проблемы

 Задание  «Посмотри на мир чужими глазами».

 «Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

  Продолжи рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе; водителя грузовика; лётчика; мэра города; вороны, сидящей на дереве

- умение выдвигать гипотезы

          Задание  «Давайте вместе подумаем».

          «Почему у зайца глаза косые?»

 Упражнения на обстоятельства: «У тебя имеется: спички, бумага, мобильный телефон. При каких условиях каждый из этих предметов может оказаться тебе  полезным? При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны или даже вредны?

Для формирования навыков  проектной работы провожу небольшие учебные, творческие проекты на уроках литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии. Темы  проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из областей, близких к ним, с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений. Приведу примеры: 1 класс, проект «Моё любимое число». Цель данного проекта: создать свою книгу сборник загадок, пословиц, стихов о числе в пределах первого десятка. Интересным оказался проект "Весёлая азбука" который является завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребёнок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались загадки, стихи, рисунки, поделки из различного материала. Представление проектов прошло в форме презентации. Среди проектов, вызвавших у учащихся первого класса познавательный интерес, можно назвать и «Птичья столовая». Ещё один пример: в 3 классе ученица презентовала интересный творческий проект "Зайчонок Крош"( предмет технология) одноклассникам , все 16 учащихся, включая и мальчиков, через месяц освоили вязание  и презентовали  свои творческие работы "Вязанные игрушки и сувениры".

Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе; на основе сотрудничества.

внеурочную форму организации исследования, учитывая способности и потребности учащихся. Мною разработана и апробирована программа  внеурочной деятельности «Я познаю мир»(1-4 класс) (исследовательской и проектной деятельности). При составлении рабочей программы пользовалась примерной программой внеурочной деятельности. под ред. В. А. Горского, авторской программой А. И. Савенкова «Я - исследователь», пособием «Основы проектной деятельности школьника»(авторы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А). Программа кружка интегрируется с  авторской программой  духовно – нравственного направления «Изучаем родной край».

Исследовательская работа в 1 классе носила коллективный характер,  но каждый ученик вносил свой вклад в общую работу. Во втором классе работа была направлена на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования.        В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта, осознание логики.  В четвертом классе – сложность учебно-исследовательских задач, осознанное и развернутое рассуждение, обобщение.

  На первых порах я встретилась со следующими трудностями: дети затруднялись в формулировке проблемы, в выдвижении гипотез (при исследовательской работе), в презентации своих работ. Помощь оказывали  родители учащихся и школьный психолог. Большинство родители заинтересованы в результатах исследовательской деятельности своих детей, совместно с детьми находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации.

Реализация  программы внеурочной деятельности " Я познаю мир" позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся: видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Результат мониторинга познавательного группового проекта «Что мы знаем о Земле»  4 класс (май 2015г) в рамках апробации качества начального образования показал хороший   уровень сформированности  регулятивных и коммуникативных  учебных действий учеников моего класса.

К концу начальной школы учащиеся собрали папку с исследовательскими работами "Знатоки ведут исследования".

Поиск неизвестного, новые открытия, возможность поделиться своими находками в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школыиз других школ стали для  моих учащихся лучшей наградой и стимулом к дальнейшим исследованиям.



Список литературы:

1.                  Савенков А.И. С12 Методика исследовательского обучения младших школь­ников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

2.                  Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт. – сост. Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.                  Долгушина, Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников [Текст] /Н.Долгушина//Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10. - С.8

4.                  Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.

5.                  Митина Г.В., Рудкова С.Г. Исследовательская деятельность – одна из форм профессиональной самореализации педагогов начальной школы// Начальная школа. – 2009, № 8



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: