» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Шигина Ольга Николаевна, учитель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие элементов творческих способностей на уроках изобразительного искусства у обучающихся с умственной отсталостью

Статья просмотрена: 35 раз
Дата публикации: 10.02.2020

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Шигина Ольга Николаевна

учитель

ГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Чернухинская школа-интернат», Нижегородская область, Лысковский район, село Чернуха

 

Аннотация. Использование на уроках изобразительного искусства приемов арт-терапии для развития элементов творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью.

Ключевые слова: творческие способности, приемы арт-терапии

 

Творческие способности пронизывают все этапы развития ребенка. Дети с умственной отсталостью – наиболее многочисленная категория аномальных детей.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего коррекционного образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания коррекционного образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

Творческая деятельность имеет серьезное значение в жизни детей с умственной отсталостью. В процессе творческой деятельности у ребенка с умственной отсталостью усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить со зрительных образов, чем вербально.

На уроках изобразительного искусства обучающиеся с умственной отсталостью проявляют активность и заинтересованность только в том случае, если тема, предложенная учителем, им знакома, то есть обучающиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуется соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Поэтому, для того чтобы заинтересовать обучающихся с умственной отсталостью и развивать у них   элементы творческих способностей, я на уроках изобразительного искусства применяю приемы арт-терапии, такие как,  нетрадиционные техники рисования, правополушарное рисование и «шерстяная акварель» (рисование шерстью).

Первым этапом  работы по развитию элементов творческих способностей это применение на уроках изобразительного искусства  нетрадиционных техник рисования. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет обучающимся с умственной отсталостью ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя обучающиеся учатся наблюдать, думать, фантазировать. Применяя  на уроках изобразительного искусства нетрадиционных техник рисования, учитель  должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности.

Вторым этапом работы по развитию элементов творческих способностей это применение на уроках изобразительного искусства правополушарного рисования.  Все мы знаем о существовании двух полушарий головного мозга. Левое полушарие отвечает за логические связи, а правое полушарие отвечает за наши творческие способности.

Основа метода правополушарного рисования заключается в активизации правого полушария в режим творчества.  Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает работу мозга.  Перед началом обучения обучающихся с умственной отсталостью правополушарному рисованию нужно активизировать работу правого полушария. Для активизации и развития межполушарного взаимодействия у обучающихся с умственной отсталостью нужно применять различные кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения способствуют развитию мелкой моторики, памяти, внимания, мышления, что в свою очередь способствует развитию элементов творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью.  

Применение методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и правого полушария, что помогает раскрытию творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью.

Методика правополушарного рисования – это не только и не сколько обучение изобразительному искусству. Это скорей психологический тренинг, позволяющий раскрепоститься, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности.

На третьем этапом работы по развитию элементов творческих способностей это применение на уроках изобразительного искусства приема арт-терапии «шерстяная акварель» (рисование шерстью).

Живопись шерстью это уникальная техника выкладывание картин на основе. Существует большой выбор цветов натуральной шерсти. С ее помощью можно создавать настоящие картины. Непряденая овечья шерсть различных цветов и оттенков раскладывается слой за слоем на ткань под стекло. Цвета при этом не смешиваются между собой, как краски, а богатую палитру можно получить путем наслаивания их друг на друга. Картины из шерсти очень напоминают акварельные. Приемы в шерстяной акварели очень сходны с используемыми при рисовании. Шерсть позволяет делать цветовые переходы, насыщенные пятна и едва заметную дымку. Картины из  шерсти всегда можно отредактировать и изменить, если что-то не получилось. Это очень важно! Работа с шерстью успокаивает, снимает стресс, развивает мелкую моторику рук и способствует развитию творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью

Немецкий философ Рудольф Штайнер в ходе наблюдения за детьми, регулярно использующими шерсть как краски, заметил, что дети расслабляются психологически, становятся более уравновешенными.

Уроки изобразительного искусства с применением приемов арт-терапии лишены принуждения и воспринимаются, скорее как игра и интересное время препровождение. Таким образом, применение на  уроках изобразительного искусства различных  приемов арт-терапии способствуют для развитию элементов творческих способностей у обучающихся с умственной отсталостью.



Список литературы:

  1. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающими с детьми / под ред. Киселевой М.В. – СПб.:Речь, 2006.
  2. Гин А.А. развитие творческих способностей учеников /А.А. Гин// Исследовательская работа школьников.- 2014.-№ 3- С. 21-33.
  3. Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
  4. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. -- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: