» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Самсонова Екатерина Владимировна, старший преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Мотивационная сфера личности студента как условие формирования культуры учебно-исследовательской деятельности студентов

Статья просмотрена: 323 раз
Дата публикации: 11.02.2020

УДК 37

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Самсонова Екатерина Владимировна

старший преподаватель

Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматривается актуальность проблемы мотивационной сферы личности студентов в процессе формирования культуры учебно-исследовательской деятельности у студентов младших курсов вуза. Автор определил уровни мотивационной сферы личности студента, которые необходимо учитывать в процессе формирования культуры учебно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: Культура, учебно-исследовательская деятельность, мотивационная сфера, личность студента, мотивационно-ценностный компонент.

 

В современном постиндустриальном обществе происходит стремительное развитие информационных систем, что значительно повышает ценность творческой инициативы. В связи с этим возрастает потребность в выпускниках вуза, способных к самостоятельному развитию своих творческих способностей, самосовершенствованию, обладающих потенциалом успешной реализации своих индивидуальных жизненных стратегий, способных усваивать знания, продуктивные способы деятельности. В данной ситуации одним из условий успешного решения этих задач в современном образовательном пространстве является применение исследовательского подхода к обучению.

Исследовательский подход в большей степени применяется в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности студентов. Под учебно-исследовательской деятельностью студентов мы понимаем процесс, организованный преподавателем и направленный на приобретение субъективно актуальных знаний путем активизации индивидуальной, познавательно-творческой деятельности студентов, опосредованный решением теоретических и практических задач в процессе осуществления интегрированного подхода к поиску их решений.

При организации учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов необходимо обращать внимание на создание психолого-педагогических условий, способствующих формированию благоприятной среды по овладению культурой учебно-исследовательской деятельности и ее структурными компонентами: мотивационно-ценностный, когнитивный, технологический и креативно-творческий.

С точки зрения психологии и педагогики, условием следует считать целенаправленный отбор, конструирование и применения компонентов содержания образования, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей.

В работах Н.М. Борытко психолого-педагогические условия рассматриваются как комплекс сознательно сконструированных педагогом внешних обстоятельств, влияющих на ход педагогического процесса и способствующих достижению образовательного результата [1, С. 124-132].

В структуре целостного образовательного процесса мотивационно-ценностный компонент культуры учебно-исследовательской деятельности студентов младших курсов можно рассматривать как один из определяющих, так как он связан с сознательным принятием студентами ценностных составляющих учебно-исследовательской культуры; формированием потребности в овладении ею; ценностным отношением к результатам, проявляющимся в овладении успешным опытом учебно-исследовательской деятельности. Опыт мотивационно-ценностного отношения к миру, к осуществляемой деятельности, определяет избирательное отношение обучающегося к учебной деятельности, к окружающему миру, способствует стимуляции познавательной активности, эффективному усвоению других компонентов системы образования.

Изучение работ Р.И. Кузьмина способствовало выделению следующих образовательных ценностей, на которые опирается мотивационно-ценностный компонент:

  • научно-мировоззренческие, которые накапливает личность в процессе учебного исследования, начиная со школьного обучения, и использует для получения актуальных знаний;
  • нравственные, отражающие отбор содержания в ходе учебно-исследовательской деятельности студента, понимание необходимости ограничения этическими нормами и правилами способов получения и использования знаний, избирательности, нацеленности на результат;
  • коммуникативные, отвечающие потребностям человека в общении как с товарищами, так и с преподавателями в процессе обмена информацией, обмена опытом исследования.

По мнению Р.И. Кузьмина, мотивационный компонент учебно-исследовательской культуры, прежде всего, направлен на гармонизацию личности посредством выяснения зон действия внутренних и внешних мотивов учебно-исследовательской деятельности, осознания сущности процесса исследования и необходимости использования его в учебной деятельности [3, С. 27-37].

По мнению Р.И. Цветковой, мотивационная сфера личности студента определяется характером деятельности, в которой решающим компонентом становится совокупность способов, условий и средств вузовского обучения [4, С. 78-79]. Ее практико-ориентированные экспериментальные работы показали не только значимость понимания, познания мотивационной сферы студентов, но и ценность наличия осознания обучаемыми смысла той или иной деятельности, предметно-рефлексивного отношения к процессу учебно-исследовательской работы, активности. В этой связи успех в процессе формирования культуры учебно-исследовательской деятельности у студентов будет зависеть от детальной проработанности всех компонентов мотивационной сферы, в которой функционируют образ мира, образ будущей профессии, самооценки, рефлексии, образа Я.

На особую значимость мотивационной сферы указывает и Е.В. Карпова, подтверждая (на основе серии экспериментов), что мотивационную сферу личности в процессе учебной деятельности можно анализировать на основе структурно-уровневого подхода. В этой организации общая категория сформирована детерминантами собственно личностно-ориентированного плана и степенью формирования структуры личности студента, его мотивационной сферы. В этой связи она содержит факторы деятельностного плана, представляющие основные характеристики структуры и содержания учебно-исследовательской деятельности у студентов, её условий и организации [2, с. 10].

По мнению Е.В. Карповой, иерархия мотивационной сферы личности в культуре учебно-исследовательской деятельности включает пять основных уровней: метасистемный, системный, субсистемный, компонентный и элементный уровни. Природа метасистемного уровня заключается в представлении собственно личностных образований, которые становятся составляющими той метасистемы (личности), в которой функционирует мотивационная сфера. При определении системного уровня важно учитывать то, что он образован совокупностью организованных в целостность факторов мотивации. Субсистемный уровень представляет закономерную организацию основных подсистем мотивации, каждая из которых характеризуется синтезом качественно гомогенных, функционально сходных мотивов. При этом сущность компонентного уровня определяется тем, что на нем локализованы те или иные мотивы личности. На уровне элементарном представлены образования, которые необходимы для формирования содержания мотивов [2, с.10[1]]. Одной из основных закономерностей развития мотивационной сферы, как считает Е.В. Карпова, является чередование двух основных типов динамических тенденций – положительной и отрицательной мотивации («антимотивации»). При выявлении оптимальных психологических условий формирования культуры учебно-исследовательской деятельности и, в частности, ее мотивационно-ценностного компонента, учет мотивационной сферы чрезвычайно важен, т.к. знание ее особенностей позволяет прогнозировать появление «антимотивационных пиков» и предусматривать пути их преодоления.



Список литературы:

  1. Борытко Н.. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.М. Борытко, А.В, Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
  2. Карпова Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы личности в учебной деятельности. автор.дисс. … на соискание доктора наук 2007.42 с.
  3. Кузьмин Р.И. Учебно-исследовательская культура старшеклассников сельской школы: сущность и структура // Гаудеамус. 2008. № 1 (13). С. 27-37.
  4. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности студента: условия и средства ее формирования // Психологическая наука и образование. – 2006. – №. 4. – С. 76-80.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: