» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Позднякова Мария Михайловна, Главный специалист бюджетного отдела
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Формирование доходной базы бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия, проблемы и пути их повышения

Статья просмотрена: 67 раз
Дата публикации: 11.02.2020

УДК 34.09

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ БАЗЫ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ ПОВЫШЕНИЯ

Позднякова Мария Михайловна

главный специалист МКУ “Финансовое

управление Администрации МО “Кабанский район”, Республика Бурятия, с. Кабанск

 

Аннотация. Бюджет необходим государству для выполнения его политических, экономических и социальных задач. Бюджетная система Российской Федерации функционирует на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ функционирование местного самоуправления гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации. В бюджетной системе страны местные бюджеты самые многочисленные, они и составляют основу финансовых ресурсов муниципальных образований и бюджетной системы в целом.

Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды. Вопрос об удовлетворении финансовых потребностей муниципалитетов - это, прежде всего, вопрос о доходной базе местных бюджетов. Без должного финансирования не будет и развития местного самоуправления.

Ключевые слова. Бюджет, муниципальные образования, дефицит бюджета, налоговые и неналоговые доходы, безвозмездных поступления.

 

На сегодняшний день в связи с кризисными явлениями в экономике России, одной из острых проблем муниципальных образований является дефицит бюджета. Так, например, в Республике Бурятия в 2016 году из 23 муниципальных образований дефицит бюджета имели 16 (69,6%), а именно это: Прибайкальский, Тарбагатайский, Мухоршибирский, Курумканский, Иволгинский, Джидинский, Еравнинский, Баргузинский, Заиграевский, Кяхтинский, Кижингинский, Окинский, Северо-Байкальский, Тункинский, Хоринский районы, г. Северобайкальск, г. Улан-Удэ. В 2017 году данный показатель уменьшился на 30,5% и составил 39,1% (9 районов) Прибайкальский, Джидинский, Еравнинский, Баргузинский, Заиграевский, Окинский, Селенгинский, Муйский районы и г. Северобайкальск.

В 2017 году Еравнинский, Мухоршибирский районы и г. Северобайкальск имели наибольший дефицит бюджета. Так, в Еравнинском районе дефицит составил 12 929 061,23 руб., на 2,7 % расходы превысили доходы. В Мухоршибирском районе доходы были меньше расходов на 2,4%, дефицит составил 16 809 456,97 руб. И самый наибольший дефицит имел г. Северобайкальск – 969 862 217,88 руб., расходы превысили доходы на 49,32%. Таким образом, финансовое состояние местных бюджетов Бурятии остается крайне сложным. Муниципальные образования не способны в полной мере отвечать по своим обязательствам, не имея достаточного количества гарантированно закрепленных финансовых ресурсов. Значимость данных проблем и острота стоящих перед обществом задач обусловливают высокую актуальность исследования по формированию доходов бюджетов муниципальных образований и путей их повышения.

      После принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 ФЗ наряду с ростом доходов консолидированного бюджета России заметно возросли и общие доходы бюджетов местных органов самоуправления. Как отметил В.В. Путин на заседании совета при Президенте по развитию местного самоуправления, основная часть дополнительных доходов поступила по линии приоритетных национальных проектов и федеральных программ [4]. Именно за счет реализации этих программ органы местного самоуправления смогли решить ряд проблем в разных. Так, например, в 2017 году муниципальному образованию «Кабанский район» была выделена субсидия на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.   Произведены расходы в городских поселениях Кабанского района в области благоустройства территорий на сумму 17 118,8 тыс. руб., (из них 16 586,9 тыс. руб. ФБ и 531,9 тыс. руб. РБ). Однако в связи с этим, проблемой практически всех муниципальных образований является высокая финансовая помощь от вышестоящих органов власти, которая составляет более 70% в бюджетах муниципальных образований Бурятии (Табл.1), что значительно снижает их самостоятельность.

Таблица 1. Структура поступлений доходов бюджетов муниципальных образований Республики Бурятия за 2017 год

Муниципальные образования

 

Доходы, руб.

В т.ч. налоговые и

неналоговые доходы, руб./ доля, %

Доля безвозмездных поступлений, %

Баргузинский район

697 538 599,69

111 578 453,10/

16,00

84,00

Баунтовский район

503 693 355,27

152 643 759,76/

30,30

69,70

Бичурский район

566 822 875,44

 

87 599 274,19/

15,45

84,55

Джидинский район

646 095 883,33

105 575 054,18

16,34

83,66

Еравнинский район

470 531 183,56

65 753 237,39/

13,97

86,03

Заиграевский район

1 404 976 858,06

272 153 539,16/ 19,37

80,63

Закаменский район

897 204 876,85

98 630 541,32/ 10,99

89,01

Иволгинский район

1 012 139 506,3

113 064 852,22/ 11,17

88,83

Кабанский район

1 225 244 024,26

 

323 332 723,70/

26,39

73,61

Кижингинский район

560 365 565,31

95 133 876,84/

16,98

83,02

Курумканский район

488 948 701,36

57 257 056,94/

11,71

88,29

Кяхтинский район

880 621 197,25

225 581 136,23/

25,62

74,38

Муйский район

782 847 313,68

221 731 829,66/

28,32

71,68

Мухоршибирский район

674 810 465,73

162 328 409,61/

24,06

75,94

Окинский район

305 363 324,61

115 252 652,61/ 37,74

62,26

Прибайкальский район

735 555 391,13

128 274 455,58/

17,44

82,56

Северо-Байкальский район

977 579 409,42

213 043 740,62/

21,79

78,21

Селенгинский район

939 306 583,90

202 446 372,77/ 21,55

78,45

Тарбагатайский район

484 655 219,40

103 045 350,69/

21,26

78,74

Тункинский район

688 297 573,57

88 555 018,45/

12,87

87,13

Хоринский район

618 719 208,56

65 999 216,23/

10,67

89,33

г. Северобайкальск

996 680 647,38

221 875 644,50/

22,26

77,74

г. Улан-Удэ

7 970 250 087,23

3 303 261 588,21/

41,44

58,56

 

 По данным Табл.1 можно сделать вывод о том, что все районы зависят от безвозмездных перечислений. Так, в 2017 году в 12 муниципальных образованиях безвозмездные поступления в бюджет составляли более 80%.  Все меньшую долю в структуре доходов местных бюджетов стали занимать собственные источники, которыми органы местного самоуправления могут в полной мере распоряжаться самостоятельно, важное место стали занимать дотации, субсидии и субвенции.

Таким образом, для того чтобы органы местного самоуправления стали более самостоятельными, а соответственно и независимыми, необходимо увеличивать долю собственных доходов местных бюджетов. При распределении налогов приоритет должен отдаваться местным бюджетам. Только в этом случае у органов местного самоуправления появятся дополнительные экономические стимулы и реальные рычаги для развития производства и расширения налоговой базы. Справедливое распределение налоговых доходов является важнейшим условием обеспечения финансовой самостоятельности местных бюджетов.

На сегодняшний день норматив отчисления налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в местные бюджеты составляет 35%. Поскольку налог на доходы физических лиц занимает наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов муниципалитетов, то одним из эффективных способов увеличения собственной доходной базы бюджетов органов местного самоуправления может быть увеличение процента отчисления этого налога в местные бюджеты. Например, Всероссийский совет местного самоуправления (ВСМС) предлагает увеличить норматив отчисления налога на доходы физических лиц до 50%, что могло бы существенно улучшить финансовое состояние муниципальных образований. Изменение данного норматива в разы увеличили бы доходную часть местных бюджетов Республики. Но в связи с сегодняшней экономической ситуацией возможность реализации данного предложения крайне сомнительна.

По информации подготовленной Отделом муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2017 год:

Количество субъектов Российской Федерации, установивших дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты в размере более 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанных акцизов в сравнении с 2016 годом увеличилось на 3 региона и составило 8 регионов.

Так, 30% от доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов зачислено в Тульской области (1,09 млрд. рублей), по 20% от доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов зачислено в Сахалинской области и Забайкальском крае (0,2 млрд. рублей и 0,53 млрд. рублей соответственно); 17% – в Липецкой области (0,52 млрд. рублей); 15% – в Республике Саха (Якутия) (0,52 млрд. рублей), в Республике Калмыкия (0,1 млрд. рублей), в Саратовской области (0,76 млрд. рублей), в Иркутской области (0,87 млрд. рублей). Из перечисленных регионов норматив зачисления от указанного налога увеличен в Тульской области – с 22% в 2016 году до 30% в 2017 году, в Республике Калмыкия, Саратовской области, Иркутской области – с 10% в 2016 году до 15% в 2017 году.

В соответствии со ст. 58 БК РФ и вышеуказанным примером субъектов Российской федерации предлагаем увеличить норматив отчислений от акцизов на нефтепродукты в местные бюджеты Республики Бурятии.

 Проблемы местных бюджетов появились не сегодня и касаются большинства муниципальных образований. Органы местного самоуправления лишены возможности эффективно решать вопросы местного значения из-за несоответствия объема доходных источников объему возложенных на них полномочий. Необходимо обеспечить экономический рост местных бюджетов. Все мероприятия должны сопровождаться законодательным закреплением прав, полномочий и обязанностей органов местного самоуправления, чтобы они могли в перспективе самостоятельно решать вопросы местного значения, освобождая органы государственной власти от значительного бремени проблем.



Список литературы:

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2016 год. Отчеты об исполнении местных бюджетов республики Бурятия за 2017 год. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2017 год.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: