» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (35) 2020

Автор: Марданова Сабина Равилевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Воспитание интереса к школе и учению у детей шестого года жизни

Статья просмотрена: 26 раз
Дата публикации: 11.02.2020

УДК 373.2

ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ШКОЛЕ И УЧЕНИЮ
У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Марданова Сабина Равилевна

студент

Институт филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета, г. Казань

 

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования, направленного на теоретическое изучение проблемы воспитания интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Автором решаются следующие задачи: анализируется проблема воспитания интереса ребенка к школе в психолого-педагогической литературе; выявляются особенности воспитания интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Возможность практического применения результатов исследования определяется тем, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования в ходе определения содержания мероприятий, направленных на формирование у воспитанников ДОУ готовности к школьному обучению.

Ключевые слова: дети шестого года жизни, дошкольное образование, готовность к школе, интерес к школе, интерес к учению.

 

Особенности развития современного общества обусловливают возникновение новых требований к результатам и результативности образовательной деятельности организаций дошкольного образования, выбору и обоснованию ими содержания основных и парциальных программ, обучению педагогических кадров. При этом приоритетной задачей дошкольного образовательного учреждения остается подготовка детей к обучению в школе. Это задача, которая в современной ситуации приобретает особую значимость, характеризуется своей комплексностью, многогранностью, она охватывает все сферы жизни ребенка дошкольного возраста.

Вместе с тем, в практике работы педагогов дошкольного образования в настоящее время могут возникать проблемы, связанные с выбором наиболее эффективных путей и средств формирования у детей шестого года жизни интереса к школе и учению. Если этот же вопрос применительно к воспитанникам подготовительной к школе группы раскрыт в современной научной литературе в достаточной степени, то в работе с детьми старшей группы воспитатели могут испытывать недостаток теоретико-методологического материала.

В связи с этим, актуальность исследования проблемы воспитания интереса к школе и учению у детей шестого года жизни определяется требованиями ФГОС к обеспечению преемственности между дошкольной ступенью и начальным школьным обучением, а также реальным запросом педагогов-практиков на решение этой проблемы, существующим в современном обществе.

Цель статьи состоит в том, чтобы провести теоретическое изучение проблемы воспитания интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Объектом исследования являются дети шестого года жизни, предметом – воспитание интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. В ходе исследования решаются следующие задачи: анализируется проблема воспитания интереса ребенка к школе в психолого-педагогической литературе; выявляются особенности воспитания интереса к школе и учению у детей шестого года жизни. Методы проведения исследования включают ряд теоретических методов – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация научных данных по вопросу.

Анализ современных источников позволил сделать вывод о том, что психологическая готовность ребенка 6 – 7 лет к предстоящему школьному обучению, одним из аспектов которой является возникновение интереса к школе и учению, является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Учеными выделяется целый ряд факторов, оказывающих влияние на процесс формирования и проявления у ребенка интереса к обучению в школе. Такие факторы многообразны и не ограничиваются простым вниманием родителей и воспитателей детских садов к развитию интеллектуальных способностей дошкольников. Довольно большое значение в формировании готовности ребенка к школьному обучению приобретают социально-экономический статус семьи, принятый в ней язык общения, национальная принадлежность, которые также могут оказывать определенное влияние на интерес ребенка к познавательной деятельности уже в начальный период обучения [5, с. 56 – 80]. Среди таких факторов выделяют и опыт посещения дошкольного учреждения, и стремление ребенка занять новое социальное положение, формирование внутренней позиции школьника. Их совокупное воздействие обусловливает формирование необходимого уровня всех компонентов готовности к школе: интеллектуального, эмоционального и социального, а также возникновение у него внутреннего желания, связанного с переходом на новый уровень развития [2, с. 193], когда причастность к школе переживается как собственная потребность ребенка  [4, с. 72 – 79].

С того момента, как в сознании дошкольника представление о школе и школьном обучении приобрело черты желательного, достижимого образа жизни, его внутренняя эмоционально-волевая позиция получает новое содержание – становится внутренней позицией школьника. Это означает, что ребенок психологически уже перешел в новый возрастной период – в младший школьный возраст. Наличие внутренней позиции школьника проявляется и в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет яркое эмоционально-положительное отношение к школе и учебной деятельности в целом и, в особенности, к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с познанием  [7, с. 38].

В старшем дошкольном возрасте интерес воспитанников ДОУ к школе и учебной деятельности обеспечивается не только за счет содержания занятий и используемых методов, но и связи с укрепившимся у них убеждением в важности занятий для будущего обучения в школе [1, с. 401]. Воспитатель, опираясь, на программное содержание занятия, нередко «перекидывает мостик» от осуществления непосредственной образовательной деятельности в детском саду к школьному уроку, не копируя его [6, с. 132].

Особый интерес у детей старшего дошкольного возраста вызывают занятия, на которых они узнают что-либо новое про школу, готовят пособия, которыми они будут пользоваться на уроках: например, рассматривают школьные принадлежности, готовят закладки для книг, счетный материал. Одним из приемов может становиться рассказ воспитателем о том, как она сама обучалась в школе [3, с. 659]. Используя такой интерес дошкольников, педагог может познакомить их со многими школьными правилами, сформировать положительное отношение к школе в целом.

Успешность процесса воспитания интереса детей старшего дошкольного возраста к школе и учению во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру, являющуюся ведущим видом их деятельности. В частности для формирования интереса детей к обучению в школе могут использоваться сюжетно-ролевые игры по темам «Профессии», «Учебные принадлежности», «Режим дня» и, конечно, сюжетно-ролевая игра «Школа».

Экскурсии в библиотеку, встречи с писателями, художниками, работниками издательства и типографии также могут использоваться в качестве средств воспитания интереса детей к школе и учению. Их использование позволяет закреплять имеющиеся у дошкольников представления о книге как источнике знаний, вырабатывать бережное отношение к ней. Интерес к книге помогает воспитателю заинтересовать дошкольников чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний, что способствует формированию мотивационной готовности к школьному обучению.

Таким образом, по результатам проведенного теоретического изучения проблемы может быть сделан вывод о том, что воспитание у детей шестого года жизни интереса к школе и учению должно осуществляться с использованием различных форм организации работы, методов и приемов ее осуществления. Выбор конкретных из них зависит от индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, уровня сформированности у них интереса к школе, целей и задач соответствующей работы, которые ставит педагог дошкольного образования, содержания проводимых занятий.



Список литературы:

  1. Виноградова, М.А. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи в процессе формирования мотивационной готовности ребенка к обучению в школе // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. - № 7. – С. 401-402.
  2. Кулагина, Н.В. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. – М.: Академия, 2013. – 363 с.
  3. Леонтьева, Р.А., Тугулева, Г.В. Формирование мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе // Международный студенческий научный вестник. – 2018. - № 3-5. – С. 658-660.
  4. Сердюкова, Е.Ф. Влияние семейных взаимоотношений на готовность ребенка к обучению в школе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. - № 11. – С. 72-79.
  5. Тюменева, Ю.А. Сравнительная оценка факторов, связанных с успешностью в PIRLS: вторичный анализ данных PIRLS-2006 по российской выборке // Вопросы образования. – 2008. - № 4. – С. 56-80.
  6. Хажинская, Е.А. Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике. – 2017. – С. 131-134.
  7. Юрданова Ю.В. Развитие у старших дошкольников умения играть как условие формирования психологической готовности к школьному обучению // Инновации в дошкольном и начальном образовании. – 2015. – Т.1. – С. 36-40.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: