» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Пахомова Марина Геннадьевна, учитель английского языка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Ключевые направления стандартов как один из способов моделирования учебного процесса в общеобразовательной школе

Статья просмотрена: 64 раз
Дата публикации: 19.02.2020

УДК 372.881.111.22

КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАНДАРТОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ  МОДЕЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пахомова Марина Геннадьевна

учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10

Россия, Белгородская область, г. Губкин

 

Аннотация. Данная статья отражает методологическую основу образовательных технологий, обеспечивающих реализацию требований ФГОС в области системного подхода при организации моделирования учебного процесса. Основное внимание уделяется проектируемым результатам обучения и воспитания в контексте ключевых направлений стандартов и универсальным учебным действиям, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Ключевые слова: образовательные технологии, метапредметные результаты, системно-деятельностный подход, моделирование учебного процесса, прогнозирование

 

Приоритетным направлением образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В этом одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся. Такая парадигма структурирования содержания образования в современной школе в рамках ФГОС наполнит «знание личностным смыслом и позволит начать исследование учебного предмета с процесса моделирования, то есть с построения иерархии целей, которые вытекают из предметного содержания» [2,с.34].

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как «институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество» [4,с.12].

В соответствии с требованиями ФГОС основная цель образования состоит в развитии личности учащихся посредством формирования у них универсальных учебных действий, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. Поэтому требования к результатам освоения основной образовательной программы сформулированы в виде системы предметных, личностных и метапредметных результатов. Другими словами, методы обучения приобретают характер открытых образовательных технологий, в которых прописаны не только этапы движения к цели, но сама цель, выбор конкретного содержания и приемов внутри этих этапов зависят от субъекта деятельности [1,с.44-45].

 Рис.1. Новые требования к результатам образовательной деятельности

Основные образовательные технологии, обеспечивающие реализацию требований ФГОС: информационные и коммуникационные технологии; проблемно-диалогическая, проектная технология и технология, основанная на уровневой дифференциации обучения. В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Существует несколько моделей дифференцированного обучения.

Рис.2. Модель уровневой дифференциации обучения

Процесс прогнозирования ключевых направлений и их качественного преобразования с целью  получения проектируемого результата представлен на данной схеме. Когда говорят о  взаимосвязи содержания и структурировании процесса усвоения я знаний, подразумевают цели учебного предмета, которые могут быть сформированы на основе выделения содержательных (стержневых) линий [3,с.14]. В качестве стержневых линий могут выступать «системообразующие понятия, законы, принципы, теории, идеи, способы деятельности, методы наук.



Список литературы:

  1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: научное издание / Ю.К. Бабанский, Г.Н.Филонов // М.: Просвещение. – 1985. – С.44-45.
  2. Леднев В.С. Содержание образования сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев // М.: Просвещение. – 1992. – С.29-34.
  3. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов, И.Б. Котова // – М.: Академия. 1999. – С.14.
  4. Фрольцова Н.Т. Типология творческой деятельности в аудиовизуальной коммуникации / Н.Т. Фрольцова // Минск, БГУ. – 2003. – С.12.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: