» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Давлетшина Лилиана Рашитовна, студент 5 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ результативности проведения выездных налоговых проверок в РФ за 2019 год

Статья просмотрена: 258 раз
Дата публикации: 18.02.2020

УДК 336.22

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2019 ГОД

Давлетшина Лилиана Рашитовна

студент 5 курса специалитета

Кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, институт истории и государственного управления,

Башкирский Государственный Университет, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье описывается анализ проведения выездных налоговых проверок в Российской Федерации за 2019 год.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговый контроль, выездная проверка.

 

В соответствии со статьей 82 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых: выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах и предупреждение налоговых правонарушений.

Анализ качества проводимой контрольной работы налоговых органов подразумевает оценку проводимых выездных налоговых проверок, поскольку именно выездные налоговые проверки по оценкам специалистов обеспечивают наибольшие поступления доначисленных платежей.

Основным количественным показателем, характеризующим деятельность налоговых органов, принято считать сумму дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы и ее динамику по сравнению с предыдущими периодами.

Общие сведения о проведенных выездных проверках содержатся в таблице 1.

Таблица 1. Анализ результатов проведения выездных налоговых проверок за период 2017-2019 гг. по Российской Федерации

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

Измерения

Абс.

Темп роста/снижения

2018 - 2017

2019 – 2018

2018/2017

2019/2018

Количество проведенных выездных проверок, ед.

26051

20164

14156

−5887

−6008

0,7

0,7

Из них выявившие нарушения

25804

19779

13842

−6025

−5937

0,7

0,6

Доначислено платежей по результатам проверок всего (тыс. руб.)

352043476

311399749

307769124

−40643727

−3630625

0,8

0,9

Из них: налоги

254367665

222554474

218194588

−31813191

−4359886

0,8

0,9

Налоговые санкции, пени, штрафы

97675811

88845275

89574536

−8830536

729261

0,9

1,0

 

Проведенный анализ таблицы 1 показал, что количество проводившихся выездных проверок за данный период значительно снижается. Так, если в 2018 году по РФ было проведено 20164 выездных проверок, то к 2019 году этот показатель составляет 14156, или на 6008 проверок меньше. Прежде всего, это связано с теми мерами, которые предпринимаются налоговым ведомством, и постоянным совершенствованием, как законодательства, так и методов контроля. В последнее время выездных проверок становится все меньше и меньше. Сокращая их число, ФНС стремится сократить затраты на их проведение, но при этом повысить их качество и эффективность.

Показатель суммы доначисленных платежей по результатам выездных проверок за анализируемый период снижается. Так в 2019 году доначислено по результатам выездных налоговых проверок 307769124 тысяч рублей, что на 44274352 тысяч рублей меньше, чем в 2017 году.

За рассматриваемый период доля налогов в сумме доначисленных платежей по результатам выездного контроля уменьшается, это говорит о снижении количества налогоплательщиков, которые не уплачивают или не в полном размере уплачивают налоги или неправильно их исчисляют.

При оценке влияния качества проводимых выездных проверок на результаты контрольной работы важным моментом является определение уровня результативности проверок.

Таблица 2. Расчет процента результативных выездных проверок по Российской Федерации

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

Количество проведенных выездных проверок, ед.

26051

20164

14156

Из них выявившие нарушения

25804

19779

13842

Процент результативных проверок, %

99,0

98,0

97,7

 

Из представленных данных можно наблюдать, что процент результативных проверок является очень высоким, максимально приближенным к 100%, что свидетельствует об эффективном планировании инспекциями проведения выездных проверок.

Для более подробного анализа результативности выездного контроля рассчитаем сумму доначисленных платежей в расчете на одну результативную проверку, выявившую нарушения.

 

Таблица 3. Расчет суммы доначислений в расчете на одну результативную проверку по Российской Федерации

Показатель

2017 год

2018 год

2019 год

Доначислено платежей по результатам выездных проверок всего (тыс. руб.)

352043476

311399749

307769124

Результативных проверок, ед.

25804

19779

13842

Сумма доначислений в расчете на одну результативную проверку, тыс. руб.

13642,9

15743,9

22234,4

 

Приведенные данные в таблице 3 говорят о том, что суммы доначисленных платежей в расчете на одну результативную выездную проверку, выявившую нарушения, за анализируемый период увеличиваются. Так если в 2017 году сумма доначислений на 1 результативную выездную проверку составляла 13642,9 тыс. руб., то в 2019 году значение этого показателя составляло уже 22234,4 тыс. руб., что на 8591,1 тыс. руб. больше.

Таким образом, проведенный анализ контрольной деятельности по РФ показал, что за анализируемый период произошло уменьшение количества выездных проверок. Процент выявленных нарушений в ходе выездных налоговых проверок во всем анализируемом периоде близок к 100 %, что говорит об эффективной методике предпроверочного анализа и об эффективном планировании инспекциями проведения выездных проверок. Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки сотрудников налоговой инспекции, задействованных в проведении налогового контроля.



Список литературы:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справочно-правовая система / Режим доступа : URL: http://base.www.consultant.ru/ (дата обращения 04.02.2020 г.).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn02/ (дата обращения 13.02.2020 г.).
  3. Организация и методика проведения налоговых проверок / Е.Б. Шувалова, А.Е. Шувалов, М.А. Солярик, П.Ю. Федоров. – Москва : Евразийский открытый институт, 2011. – 299 с. – ISBN 978-5-374-00152-5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90824 (дата обращения 09.02.202- г.).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: