» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Шестопалова Татьяна Павловна, Воспитатель первой квалификационной категории
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социо-игровая технология как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Статья просмотрена: 36 раз
Дата публикации: 4.03.2020

УДК 373.2

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шестопалова Татьяна Павловна

воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Родничок», г. Тулун

 

Аннотация. Статья посвящена всестороннему развитию дошкольников по средствам социо-игровой технологии. На основе анализа психолого-педагогической литературы были выделены правила эффективного взаимодействия педагога с детьми, а также основные задачи, которые решаются при использовании социо-игровой технологии.

Ключевые слова: педагогическая технология, методы, формы взаимодействияоцио-игровая технология.

 

На сегодняшний день ДОУ качественно меняют весь воспитательно-образовательный процесс в соответствии с ФГОС. Творческий подход, мастерство и желание педагогов позволяют реализовать программные цели и задачи в нестандартной форме, закладывая у дошкольников положительные эмоции от общения с миром знаний, обеспечивая всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.

Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности, что является важным условием для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Инновация – необходимость сегодняшнего дня. Без внедрения новых идей и технологий в работе детского сада невозможно реформирование всей системы дошкольного образования. Технология и инновации, вошедшие в жизнь ДОУ в последнее десятилетие, направлены на повышение качества воспитательно-образовательной деятельности, превращение дошкольника в «активного субъекта» собственного учения.

Для достижения этой цели в первоочередном порядке решаются следующие задачи:

          формирование компетентностей личности дошкольника посредством современных педагогических технологий;

          развитие начальной области знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений дошкольников;

          развитие у участников образовательного процесса критического мышления, самостоятельности, познавательной активности;

          использование современных методов и средств в обучении, развитии, воспитании дошкольников;

          создание атмосферы доверия с участниками образовательного процесса.

В педагогической деятельности должна использоваться концептуальная модель сотрудничества как сочетание предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения, современные педагогические технологии: проблемные, проектные, игровые, исследовательские и информационно-коммуникационные.

Что такое социо-игровая педагогика?

Социо-игровая технология – это эффективный метод повышения воспитательного потенциала занятия, который способствует непринуждённо в игровой форме привлечь ребенка к обучению и получению знаний при помощи общения с взрослым, как равноценным партнером по игре; умение ребенка делиться своими знаниями со сверстниками, учит не бояться ошибиться.

Социо-игровая педагогика - основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное - здоровье. Давать ребенку то, что ему интересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.

Термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социоигровая») и одновременно в каждой из них. Разработчиками социоигровой педагогики можно считать многих это в первую очередь: Евгений ЕвгеньевичйШулешко, Александра Петровна Ершова, Вячеслав Михайлович Букатов.

Девизомсоцио-игровой технологии являются следующие слова: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».

Главная цель это – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания.

Задачами социо-игровой технологии являются:

  • Повышение качества образования детей.
  • Развитие взаимодействия «Ребёнок – ребёнок», «Ребёнок – родитель», «Ребёнок – взрослый» для обеспечения душевного благополучия.
  • Снятие страха перед деятельностью.
  • Коррекция импульсивного, демонстративного, протестного, агрессивного, конформного поведения.
  • Развитие у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими
  • Создание условий для развития личностных качеств и способностей, индивидуальности, эрудированности и сообразительности детей как субъектов открытого образовательного пространства.
  • Решение задач социального «закаливания».
  • Формирование умений и навыков дружеского коммуникативного взаимодействия, навыков слаженной работы.
  • Развитие навыков полноценного межличностного общения, помогающего ребёнку понять самого себя.

Основные формы организации согласно социо-игровой технологии:

  • Коллективные дела, работа в малых группах на занятиях, тренинги на умение договариваться.
  • Игры с правилами, игры-соревнования, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, режиссёрская игра.
  • Социально-направленные игры и упражнения на создание ситуации успеха и комфортности.
  • Сказкотерапия.
  • Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки.
  • Тренинги.
  • Самопрезентация.

Для организации эффективной воспитательно-образовательной деятельности по средствам социо-игровой технологии, необходимо учитывать шесть основных правил и условий:

          1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников», компании.

Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникации, взаимопонимания. Они умеют сопереживать друг другу, оказывать поддержку, чувствуют ответственность друг за друга. В группах дети учатся рассказывать, слушать других, запоминать, тренировать воображение, скорость реакции, умение совместно выполнить любое задание. Активизируется эмоциональный, мыслительный, контактный настрой каждого ребенка. Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте - в пары и тройки, в старшем - по 5-6 детей. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться. Как можно поделиться на компании? Можно поделиться:

  -         по цвету волос, глаз, одежды;

  -         чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой;

  -         кто на каком этаже живет;

  -         кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком  и т.д.

          2 правило: «смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

          3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки), что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

          4 правило: смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, н-р с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности. 

          5 правило – социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.   

          6 правило: в своей работе воспитатели должны ориентироваться на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток».

Таким образом, социо-игровая педагогика помогает нам в игровой ситуации создавать деловое сотрудничество детей со взрослым, и начинается оно с равноправия, общей заинтересованности ребенка и взрослого. Это равноправие выражается, как мы говорили ранее, в ошибках (педагогу полезно ошибаться при детях и даже «вылетать» вместе с другими ошибающимися детьми из игры). В игре должно быть интересно и взрослому, и ребенку. Социо-игровой стиль обучения ищет способы такого общения детей с взрослыми, при котором утомительное принуждение уступает место увлеченности. Здесь самостоятельная работа детей в малых группах сочетается с двигательной активностью, создается атмосфера успешности в совместной организованной деятельности. Социо-игровая педагогика является важнейшей и неотъемлемой частью дошкольной педагогики и имеет большое значение в формировании социально-личностных качеств дошкольников в процессе совместной организованной деятельности в дошкольных учреждениях.





Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: