» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Якушев Алексей Юрьевич, магистр
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Развитие института уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ

Статья просмотрена: 226 раз

УДК 342

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В СУБЪЕКТАХ РФ

Якушев Алексей Юрьевич

магистр

 РАНХ и ГС при Президенте РФ (Брянский филиал)

 

Аннотация. Данная статья посвящена развитию института уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ. В ней указаны органы по защите прав ребенка и контролю над различными аспектами соблюдения этих прав. Главная задача института уполномоченного по правам ребенка - обеспечение гарантий и законных интересов, прав и свобод ребенка, развитие и дополнение существующих форм и средств защиты прав ребенка во взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит защита прав и законных интересов ребенка.

Ключевые слова: ребенок, право, уполномоченный, субъект, институт.

 

Уполномоченный по правам ребенка – институт, занимающийся неблагополучными детьми; также это человек, работающий на восстановление нарушенного права ребенка, на привлечение к проблемам детей внимания власти и граждан, обучающий самих детей отстаивать свои права. Но самая главная и важная задача, и функция этого института – осуществление независимого контроля над соблюдением прав ребенка. Особенность этого института и заключается в его способности на независимой основе отстаивать права детей. Можно сказать, что классический омбудсмен – парламентский уполномоченный.

В Российской Федерации существуют органы по защите прав ребенка и контролю за различными аспектами соблюдения этих прав. Но, как показывает практика, таких органов недостаточно.

Пока еще специалисты не понимают, как лучше создавать и создавать ли институт уполномоченного по правам ребенка вообще?

 «Институт уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации пока не интегрирован в систему федерального законодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту ребенка». [11. 29-34].

«В России начало процессу развития института защиты прав ребенка, было положено в конце ХХ века, в 1998 году, совместным экспериментом Детского Фонда ООН и Министерства труда и социального развития». [5. 156-160]. Введение этого института позволяет дополнить существующий механизм обеспечения и защиты прав и свобод человека. [8. 40-46].

Нормативно-правовая база субъектов РФ регулирующая деятельность уполномоченных по правам ребенка, разнообразна: в отдельных субъектах Российской Федерации приняты законы, согласно которым учреждается этот институт, в других субъектах его деятельность осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, имеются также нормативные акты, устанавливающие в структуре аппарата уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации должность уполномоченного по правам ребенка.

Но каким бы ни был нормативно-правовой документ, регулирующий деятельность уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ, каждый из уполномоченных занимается четырьмя основными направлениями - это защита прав конкретного ребенка, работа по обращениям и выявление нарушений прав ребенка по собственной инициативе; проведение независимых проверок органов и учреждений, которые занимаются детьми на предмет нарушения этими учреждениями и органами прав детей; формирование предложений по улучшению нормативно-правовой базы в сфере защиты прав и законных интересов детей; правовое просвещение, как самих детей, так и взрослых - их родителей и иных представителей, специалистов, работающих с детьми и в их интересах.

«В зависимости от того каким нормативно-правовым актом регулируется деятельность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации определяется диапазон и характер его компетенции». [6. 23].

Известно, что существует три направления деятельности ЮНИСЕФ в Российской Федерации в области защиты прав и интересов детей- это первое направление исходит из понятия, что наилучшая среда для воспитания ребенка - семья. И основной целью работы в этом направлении  является разработка модели, направленной на то, чтобы ребенок продолжал воспитываться в своей родной семье. В настоящее время существует необходимость отслеживания судеб детей, которые размещены на воспитание в альтернативных семьях.

Второе направление отражает принятие мер в области профилактики здравоохранения и содействия здорового образа жизни ребенка, такие меры более эффективны и менее дорогостоящи, чем лечение уже возникших заболеваний.

И, пожалуй, третье направление – это создание инклюзивного общества содействия повышению толерантных отношений в обществе.

Все направления лежат в основе фундаментальных прав ребенка и роль уполномоченного по правам ребенка в этом направлении нельзя недооценивать. [10.14-16].

Пилотный проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах РФ был реализован МинТрудом РФ совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ. На первом этапе было учреждено 5 постов уполномоченных. В последствии, по  состоянию на 1 февраля 2003 г. было учреждено 12 постов уполномоченных на уровне субъектов (Северная Осетия, Чеченская республика, Краснодарский и Красноярский края, Волгоградская, Калужская, Ивановская, Кемеровская, Новгородская, Самарская области, г. Москва и Санкт-Петербург) и 3 на уровне муниципальных образований (Арзамасский район Нижегородской области, г. Волжский Волгоградской области, г. Екатеринбург). В 5 субъектах пост уполномоченного введен на основании закона субъекта (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская и Самарская области, г. Москва). Из 15 уполномоченных 3 работают на общественных началах (Ивановская и Новгородская области, г. Волжский Волгоградской области)». [9. 41-44].

Опыт работы Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации показывает, что данный институт является важным звеном в государственной системе обеспечения прав и законных интересов детей и он занимает главную нишу, в сложившейся системе государственных органов по надзору за соблюдением и защитой прав детей.  

В отличие от других существующих в Российской Федерации государственных органов по защите прав детей, главным назначением института Уполномоченного является: осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей; защита ребенка, чьи права нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, работниками учреждений; содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

В отличие от органов прокуратуры, к компетенции которых отнесен широкий круг вопросов, в том числе надзор за исполнением законодательства, координация деятельности правоохранительных органов и многое другое, деятельность Уполномоченного по правам ребенка сосредоточена исключительно на защите прав и законных интересов одной группы населения - детей.

Практика показывает,  что процедура обращения в органы прокуратуры не позволяет ребенку это осуществить, тогда, как в основе работы Уполномоченного по правам ребенка лежит максимальная доступность для каждого ребенка - такая, чтобы в случае необходимости он мог самостоятельно обратиться к Уполномоченному за помощью.

Органы опеки и попечительства также занимаются вопросами защиты и соблюдения прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей в семье или в учреждениях для детей, оставшихся без попечения родителей, то есть преимущественно неблагоприятными для ребенка последствиями внутрисемейных отношений. К компетенции комиссий по делам несовершеннолетних отнесен круг вопросов защиты прав несовершеннолетних, не охватывающий всех прав детей, ограниченный лишь некоторыми из них, то есть по сути комиссии занимаются лишь неблагополучными детьми. Комиссии по делам несовершеннолетних формируются из представителей органов исполнительной власти, работающих в комиссиях на общественных началах. Круг проблем, которыми занимается Уполномоченный, шире, чем у комиссии, и, кроме того, он занимается ими лично и на постоянной основе, в том числе и с помощью своего аппарата. По следующим причинам Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не может столь же эффективно, как это делает Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, осуществлять функции защиты прав ребенка. В основном компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определена на рассмотрение жалоб, но с другой стороны  процедура их подачи исключает возможность написать жалобу ребенку, но ввиду того, что ребенок не сможет сам  изложить сути его нарушенного права.  Так как ребенок в силу возраста не способен самостоятельно использовать все правовые средства защиты, а также масштабы территории России и то, что нарушение прав детей происходит непосредственно по месту их жительства (пребывания), возможности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации для оперативного реагирования на нарушения прав детей крайне малы.

Уполномоченный по правам ребенка оказывает широкий спектр бесплатной правовой помощи детям и их семьям, в том числе и в подготовке процессуальных документов. Важным направлением деятельности Уполномоченного по защите прав ребенка стала практика участия в рассмотрении в суде гражданских дел, затрагивающих интересы несовершеннолетних. Практикуется приобщение к материалам дел ходатайства Уполномоченного в поддержку ребенка. Это особенно актуально в случаях, когда права детей нарушаются органами, обязанными их защищать. Уполномоченный помогает грамотно составить исковое заявление, в случае необходимости обращается в надзорную инстанцию. Наряду с защитой прав конкретного ребенка, Уполномоченный по правам ребенка содействует защите прав детей в целом. С этой целью Уполномоченные проводят обзор, анализ и оценку состояния дел по  обеспечению прав и законных интересов детей, посещают детские учреждения; особое внимание придается проверке соблюдения прав детей, находящихся в интернатах и учреждениях исполнения наказания. На основе полученной информации Уполномоченными вносятся предложения органам государственной власти по улучшению положения детей, реализации их прав в соответствии с действующим законодательством, а также предложения субъектам РФ использовать право законодательной инициативы по совершенствованию законодательства в интересах детей.

Развитие института Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и повышение эффективности его деятельности по содействию защиты прав детей сдерживается рядом проблем.

Успешность работы Уполномоченного по правам ребенка как института независимого контроля общества за деятельностью государственных органов по обеспечению прав детей в значительной степени связана с организационно-правовым статусом Уполномоченного.

Создание должности Уполномоченного в структуре исполнительной власти, фактическое подчинение вышестоящему руководителю ограничивает действия Уполномоченного по полноценной защите прав и законных интересов ребенка в субъекте Российской Федерации, хотя на первом этапе такой вариант организации работы Уполномоченных в определенной мере оправдан.

Первые годы работы Уполномоченных по правам ребенка показали, что особенно остро стоит проблема нарушения прав детей государственными органами (учреждениями), призванными обеспечивать права детей, а также ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей по защите прав детей. Для решения данной проблемы, органами власти субъектов Российской Федерации рассматривается учреждение на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка как своеобразный шаг по созданию качественно новой формы правовой защиты детей.

 «Наибольшей эффективности от введения института уполномоченного по правам ребенка можно добиться лишь в рамках комплексного подхода к утверждению в России системы ювенальной юстиции, что потребует разработки соответствующей законодательной базы». [4. 19].

Таким образом, в своей деятельности Уполномоченные по правам ребенка тесно сотрудничают со всеми структурами и органами государственной власти, в чью компетенцию входит обеспечение прав детей, а также с общественными, в том числе правозащитными, организациями. Как правило, при Уполномоченных по правам ребенка действуют общественные приемные, где работают квалифицированные юристы.

Успешность работы уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации обусловлена тем, что он лично участвует в содействии восстановлению прав, как отдельных детей, так и их групп, чьи права нарушаются, непосредственно по месту жительства или пребывания ребенка.

 



Список литературы:

  1. Конвенция о правах ребенка, принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 44/25 от 20 ноября 1989 г. Ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559–1.
  2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ от 30 декабря 2008 г. № 6- ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. №7- ФКЗ) // СЗ РФ. 2009. № 4. С. 445.
  3. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», (с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2011№ 252-ФЗ).
  4. Автономов А.С. Уполномоченный по правам ребенка и система ювенальной юстиции в России//Вопросы ювенальной юстиции, №1, 2001 г., С. 19.
  5. Азаров А. Права человека. Международные и российские механизмы защиты/А. Азаров, В. Ройтер, К. Хюфнер. М.: Московская школа прав человека, 2003 г. С. 156-160.
  6. Головань А.И. Уполномоченный по правам ребенка в городе Москва. Сборник статей и нормативно-правовых актов субъектов РФ. О проблемах деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. – Издание Государственной Думы. М: 2008 г. С. 23.
  7. Куприянова Е.И. Начало становления института уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ: М.: 2010 г., С. 20-24.
  8. Комбаров И.В. Правовой статус уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) Журнал правовых и экономических исследований/СПб: ГНУ Институт проблем региональной экономики, Российской академии наук, 2008 г. С. 40-46.
  9. Ржевская Л.В. Статья Институт уполномоченного по правам ребенка: опыт России и зарубежных стран. Юридический мир, 2010, №8, С. 41-44.
  10. Сборник статей и нормативно-правовых актов субъектов РФ. Карел де Рой Представитель ЮНИСЕФ в Российской Федерации и Республике Беларусь. Развитие института уполномоченного по правам ребенка в регионах России: взгляд ЮНИСЕФ. – Издание Государственной Думы. М: 2008 г. С. 14-16.
  11. Максимова О.О. Институт уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации//Обеспечение прав ребенка в Российской Федерации// Сборник научных статей участников конкурса научных докладов III тура Всероссийской студенческой олимпиады по юриспруденции//Хабаровск, 2007 г. C. 29-34.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: