» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Ширшов Алексей Геннадьевич, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Педагогическая система формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях

Статья просмотрена: 1199 раз
Дата публикации: 6.03.2020

УДК 371:351.851

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИК СЛУЖЕБНО–БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Ширшов Алексей Геннадьевич

преподаватель кафедры управления повседневной деятельностью

Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлев войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Новосибирск

 

Аннотация. В структуре служебно–боевых задач, которые выполняют войска национальной гвардии Российской Федерации, особая роль принадлежит их решению в экстремальных ситуаций. В настоящее времяпроблема формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии в военных образовательных организаций высшего образованиявойск национальной гвардии Российской Федерации к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях представляет собой совокупность факторов, образующих целостный процесс.

Ключевые слова: будущие офицеры войск национальной гвардии, профессиональная деятельность, служебно–боевая деятельность, служебно–боевые задачи, экстремальные ситуации.

 

Служебно–боевая деятельность (далее СБД)войск национальной гвардии Российской Федерации (далее ВНГ РФ) представляет собой совокупность организованных и всесторонне обеспеченных действий и мероприятий, осуществляемых центральным аппаратом, округами, территориальными органами, соединениями, воинскими частями, подразделениями (органами) и организациями войск самостоятельно или совместно с воинскими формированиями, органами других федеральных органов исполнительной власти, в целях своевременного и полного выполнения возложенных на войска задач.

ВыполнениеподразделениямиВНГ РФслужебно-боевых задач (далее СБЗ)в «горячих точках» Российской Федерации обусловлено, осуществлением СБД в различных условиях: повседневных, режимов чрезвычайного положения, правового режима контртеррористической операции, военного времени, осложнения обстановки.

Осложнение обстановки характеризуется возникновением чрезвычайных обстоятельств и экстремальных ситуаций, неблагоприятное развитие которых может привести к необходимости введения особых правовых режимов.

К таким ситуациям (обстоятельствам) относятся:

  • деятельность преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, которая может вызвать дестабилизацию социально–политической обстановки;
  • перерастание протестных акций в массовые беспорядки и иные противоправные насильственные действия;
  • угроза совершения террористического акта;
  • противоправные действия в отношении критически важных, особо важных, режимных, важных государственных объектов, объектов органов государственной власти, местного самоуправления и их представителей (должностных лиц), собственных объектов ВНГ РФ;
  • подготовка и деятельность незаконных вооружённых формирований (бандгрупп, диверсионно-разведывательных формирований иностранных государств или наёмников);
  • побег из-под стражи задержанных лиц, представляющих угрозу безопасности граждан и общественному порядку, а также массовые беспорядки в учреждениях исполнения наказаний;
  • нарушение государственной границы;
  • эскалация межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов;
  • резвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварии, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий.

В соответствии с такой градацией видов деятельности военного специалиста, профессиональное становление будущих офицеров войск национальной гвардии в военных институтах должно обеспечить формирование и развитие у выпускников таких качеств, как: профессиональная мобильность; социальная активность; устойчивость к воздействиям негативных факторов, характерных для условий СБД; стремление к самостоятельному образованию в течение всего периода службы в ВНГ РФ.

Выполняя СБЗ с экстремальных ситуацияхофицеры Росгвардии несут службу в специальном снаряжении, включая спецсредства,с различными видами оружия, на военной и специальной техники этотребует большого напряжения и самоотдачи.

Большие психологические и физические перегрузки, огромная ответственность за выполнение СБЗ, за жизнь подчинённых, СБД, которая требует от командира принятия оптимальных решений независимо от количества данных обстановки и времени. Всё это при условии, когда жизнь самого командира находится в постоянной опасности. Вряд ли следует говорить, что при выполнении СБЗ в экстремальных ситуациях нагрузка на весь личный состав, особенно на офицеров Росгвардии, увеличивается во много раз. При этом можно утверждать, что СБД  в экстремальных ситуациях является наиболее сложной из всех видов деятельности любого командира (начальника, руководителя).

Анализ анкетирования курсантов 5-х выпускных курсов (более 2000 человек) военных институтов ВНГ РФ (Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Саратовский военный Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт–Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации) при изучении формирования готовности будущих офицеров к предстоящей профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях, проведённый в 2015, 2018, 2019 годах и представленный в табл. № 1,2,3 показывает, что не все курсанты уверены в полноте развития своих личностных качеств, знаний, умений и навыков действий в экстремальных ситуациях. Полученные результаты свидетельствуют о недостатках в подготовке будущих офицеров войск национальной гвардии по данному направлению, что является на наш взгляд одной из проблем обучения и воспитания будущих офицеров Росгвардии.

Таблица 1. Личная оценка курсантами способности действовать в экстремальных ситуациях (за 2015год).

Таблица 2.Личная оценка курсантами способности действовать в экстремальных ситуациях (за 2018 год).

 

Таблица 3.Личная оценка курсантами способности действовать в экстремальных ситуациях(за 2019 год).

В рамках образовательной деятельности в стенах военных институтов войск национальной гвардии  реализуется формирование у будущих офицеровРосгвардии требуемых для предстоящей СБДзнаний, навыков, умений и личностных профессиональных качеств.

Образовательная деятельностьбудущих офицеров войск национальной гвардии в высших учебных заведениях ВНГ РФ предусматривает применение разного рода приемов и методов педагогического воздействия наобучающихся.Профессиональная подготовка офицерских кадров в военных образовательных организациях высшего образования (далее ВООВО)войск национальной гвардии Российской Федерации строится с учетом содержания всемирной декларация о высшем образовании для XXI века, стратегии национальной безопасности, требований концепции кадровой политики и развития системы образования в ВНГ РФ на период 2018–2021 годов и далее до 2025 года,перспектив развития и характера профессиональной деятельности офицеров Росгвардии. Всё вышеперечисленное актуализирует признания человеческих ресурсов решающим фактором повышения эффективности СБДВНГ РФ, необходимость развития у будущих офицеров войск национальной гвардиизнаний, умений и навыков характерных для их будущейСБДдеятельности в том числе и в экстремальных ситуациях.

Эти обстоятельства обуславливают необходимость разработки новых методологических основ и концептуальных подходов в вопросах подготовки офицеров Росгвардии, которые обеспечат её эффективное реагирование на происходящие изменения оперативной обстановки и соответствие требованиям общества и государства.

Анализируя исследования по данному вопросу, мы выяснили, что данная проблема затронута лишь частично и не раскрыта в полной мере, ряд ученых считают, что процесс формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардиик выполнению СБЗ в экстремальных ситуациях может быть эффективным при учете учебной мотивации и профессиональных интересов обучающихся.

А.Ф. Пенно использует определение «экстремальные способности», как «комплекс психофизических способностей человека, которые представляют собой фундамент эффективности его деятельности в нестандартных условиях» [2, с.1]. Автор, опираясь на практический материал, отметил как определяющий фактор продуктивности деятельности в нестандартных условиях две группы личностных черт человека, которые являются взаимосвязанными: экстремальная подготовленность и экстремальные способности.

С.Р. Карьенов считает, что в процессе моделирования условий экстремальных ситуаций следует выполнять сначала простые упражнения, а потом сложные, в конце необходимо организовать максимально сложную обстановку. Исследователь [1] утверждает, что нельзя запугивать учащихся, у них необходимо формировать эмоционально спокойное отношение к предполагаемым трудностям и позитивный настрой на решение этих трудностей [3; 4].

Таким образом, создание обстановки, которая предельно схожа с реальной экстремальной ситуацией, – важнейший фактор формирования готовности в СБДдеятельности в условиях экстремальной ситуации.

В процессе обучения будущие офицеры войск национальной гвардии рассматривают вопросы, касающиеся выполнения СБЗ в разных экстремальных ситуациях.

 На протяжении всего периода обучения внимание акцентируется на огневой, физической, морально–психологической подготовке, радиационной, химической и биологической защите, правоохранительных органах.

Во всех этих случаях основным средством формирование готовности к выполнению ССБЗ при возникновении экстремальных ситуаций в мирное время и предстоящим боевым действиям в военное время выступают материальные факторы экстремальных ситуаций, современного боя, воссоздаваемые в ходе учебно–боевой деятельности.

Формирование готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к выполнению СБЗ в экстремальных ситуациях в образовательнойдеятельности ВООВО должно базироваться на определенных принципах, отражающих последовательный алгоритм образовательнойдеятельности и современные аспекты эволюционирования. В числе таких принципов отмечается принцип целенаправленности учебно–воспитательных воздействий и взаимовлияний на развитие готовности обучающихся к СБД в экстремальных ситуациях, второй –принцип целенаправленного стимулирования повышения готовности к выполнению СБЗ в экстремальных ситуациях и её проявления в составляющих образовательной деятельности ВООВО войск национальной гвардии Российской Федерации.

Процесс подготовки будущих офицеров к выполнению СБЗ в экстремальных ситуациях в нашем исследовании представлен в виде педагогической системы, которая имеет графическое отображение. Выбор блочного построения системы подготовки будущих офицеров войск национальной гвардиик выполнению СБЗ в экстремальных ситуациях строился с учетом накопленного научно – педагогического и психологического опыта.

Система подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии к СБД в экстремальных ситуациях включает следующие блоки: целевой, организационный, деятельностный,диагностический. Целевой блок выполняет системообразующую роль, определяет содержание, отвечает за определение нормативно-правовой базы процесса подготовки будущих офицеров войск национальной гвардиик СБД в экстремальных ситуациях, выявление методологических подходов (системно–деятельностный, аксиологический, ресурсно–средовой). Содержательный блок включает образовательную деятельность по организации подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии к СБД в экстремальных ситуациях. В рамках данного блока процесс подготовки реализуется в ходе образовательной деятельности будущих офицеров войск национальной гвардии, был оптимизирован потенциал различных видов деятельности учебной, служебной, воспитательной, спортивно–массовой, культурно–досуговой для достижения поставленной в системе цели. Организационно–деятельностный блок включает педагогическую, полевую, практическую и научно–исследовательскую подготовку будущих офицеров войск национальной гвардии к деятельности в экстремальных ситуациях, данный блок предполагает подготовку будущих офицеров войск национальной гвардии в ходе осуществления служебно-профессиональной деятельности в роли командира подразделения, начальника караула, начальника войскового наряда. Оценочно–рефлексивный блок предполагает диагностику и коррекцию уровня сформированности готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к деятельности в экстремальных ситуациях, данный блок носит завершающий характер и по его итогу делается вывод о необходимости внесения корректирующих мероприятий.

Система формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к СБД в экстремальных ситуациях представлена на рисунке 1

Рисунок 1. Связь блоков в системе формирования готовности будущих офицеров войск национальной гвардии к служебно-боевой деятельности в экстремальных cитуациях.

Анализ существующих подходов к проблеме формирования готовности к СБД позволяет сделать вывод, что готовность будущих офицеров войск национальной гвардии к СБД в экстремальных ситуациях является целью и результатом педагогической системы функционирующей в ВООВО ВНГ РФ. Сформированная у будущих офицеров войск национальной гвардии готовность к СБД в экстремальных ситуациях определяет успех будущей профессии офицера – защитника Отечества.

Обобщая вышесказанное, отметим, что система подготовки будущих офицеров войск национальной гвардии к СБД в экстремальных ситуациях, разработана на основе совокупности системно – деятельностного, аксиологического и ресурсно – средового подхода, построена с учетом требованийруководящих документов министерства образования Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, реализуемых в Новосибирском военном институте имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации.



Список литературы:

  1. Карьенов С.Р. Содержание и методика профессиональной подготовки студентов туристских вузов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. – М., – 2004. 176 с.
  2. Пенно А. Ф. Оптимизация процесса подготовки будущих военных летчиков к деятельности в экстремальных ситуациях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. № 2. С. 50-55.
  3. Шигаев А.В. Формирование готовности старшеклассников к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – Чебоксары: – 2004. 23с.
  4. Уварина Н.В. Эмоциональная поддержка в структуре первой помощи детям в экстремальной ситуации // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – №3. С. 48 – 51.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: