» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Март, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №3 (36) 2020

Автор: Комарцова Анастасия Васильевна, преподаватель дисциплин профессионального цикла 08.02.03
Рубрика: Технические науки
Название статьи: Компетентностный подход как элемент современного преподавания в колледже

Статья просмотрена: 198 раз
Дата публикации: 10.04.2020

УДК 377.112.4

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО

ПРЕПОДАВАНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Комарцова Анастасия Васильевна

Тарасенко Надежда Викторовна

Буланович Анна Викторовна

Преподаватели дисциплин профессионального цикла 08.02.03, 08.02.09

ОГАПОУ «Белгородский строительный колледж», г. Белгород

 

Аннотация. В статье анализируется компетентностный подход как элемент современного преподавания в колледже. Раскрыто соотношение понятий «компетентностный подход» и «ключевые компетенции»

Ключевые слова: Компетентность, компетенция, подход, обучение, образование.

 

В современной педагогике существует большое количество различных подходов, лежащих в основе подготовки квалифицированных специалистов. Среди этих подходов можно выделить, как уже известные (системный, деятельностный, личностно-ориентированный и др.), так и новые, вступившие в оборот педагогической науки сравнительно недавно (ситуационный, контекстный, синергетический, полипарадигмальный и др.). К последним можно отнести и компетентностный подход. Ряд отечественных авторов отмечает, что данный подход «становится особенно популярным и претендует на роль концептуальной основы образовательной политики, проводимой как нашим государством, так и влиятельными международными организациями, и наднациональными объединениями, включая и Европейский Союз» [7].

Компетенция – понятие, пришедшее в образовательные системы из англосаксонской традиции образования. Н.Г. Милованова и В.И. Прудаева считают, что «компетенция – способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [6]. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Подход к компетенции в среднем профессиональном образовании заключается в формировании у учащихся ряда ключевых компетенций, определяющих их успешную адаптацию в обществе. В отличие от термина «квалификация», помимо чисто профессиональных знаний и навыков, характеризующих квалификацию, компетенции включают такие качества, как инициатива, сотрудничество, командная способность, коммуникабельность, способность учиться, оценивать, логически мыслить, подбирать и использовать информацию. Компетентность может быть определена как желание и готовность применить знания, навыки и личные качества для успешной деятельности в той или иной области.

Компетенции, необходимые специалисту, можно разделить на две основные группы: общие (универсальные, ключевые, «надпрофессиональные») и профессиональные (предметно-специализированные).

Согласно ФГОС СПО «техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач из известных, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, принимать решения, нести за них ответственность.

ОК 4. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 5. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами и руководством;

ОК 6. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных);

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознонно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности» [1]. 

Общие компетенции – универсальные способы деятельности, инвариантные для всех (большинства) профессий и специальностей СПО, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся фактором интеграции выпускника в социально трудовые отношения на рынке труда.

Профессиональные компетенции – это способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности. Эти компетенции, должны быть сформированы у выпускников, освоивших основную образовательную программу по специальности, которые описываются стандартом с учётом особенностей профессий.

Согласно ФГОС СПО «техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видами деятельности:

ПК 1.1 Осуществлять ведение технологических процессов производства неметаллических строительных изделий и конструкций, управлять технологическим оборудованием по производству неметаллических строительных изделий и конструкций.

ПК 1.2 Осуществлять входной контроль основных и вспомогательных материалов. Осуществлять контроль качества полупродуктов и готовой продукции в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, анализировать результаты контроля.         

ПК 1.4 Обеспечивать рациональное использование производственных мощностей, экономное расходование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов.

ПК 1.5 Выявлять резервы производства с целью повышения производительности труда и качества продукции.

ПК 2.1 Осуществлять эксплуатацию технологического оборудования для производства неметаллических строительных изделий и конструкций.

ПК 2.2 Определять неполадки в работе оборудования, подбирать технологическое оборудование по заданным условиям.

ПК 2.4 Выявлять резерв работы оборудования для увеличения выпуска продукции.

ПК 3.1 Осуществлять регулирование и автоматическое управление параметрами технологического процесса.

ПК 3.2 Осуществлять работу контрольно-измерительной аппаратуры

ПК 3.4 Применять автоматизированные системы управления, автоматизированную систему управления технологическим   процессом, микропроцессорную технику в производстве.

ПК 4.1 Обеспечивать рациональное использование производственных мощностей с целью экономии энергозатрат. 

ПК 4.2 Предупреждать и устранять отклонения в работе технологического оборудования.

ПК 4.3 Осуществлять подбор оборудования, обеспечивающего энергосбережение. 

ПК 4.4 Планирование мероприятий по совершенствованию технологии изготовления продукции с целью снижения энергозатрат» [1]

Формирование выше перечисленных компетенций происходит с учетом содержания образования. В результате у студента развиваются способности и возможности решать реальные проблемы в повседневной жизни: от бытовых до производственных и социальных.

Определение студента, владеющего компетенциями, т. е. что он может сделать, каким видом деятельности он овладел, к чему он готов, называют компетентностным подход.

Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.

Анализ исследований позволил выявить различные взгляды на компетентностный подход.

Так, Е.Я. Коган считает, «что это принципиально новый подход, который требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся; этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы» [4].

А. Г. Бермус подчеркивает, «что компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов (культурологического, научно-образовательного, дидактоцентрического, функционально-коммуникативного и др.); компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.)» [2].

Д. А. Иванов отмечает, «что компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда, подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях» [3].

Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева – «это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» [5]. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • важность образования заключается в развитии способности учащихся решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
  • содержанием образования является так называемый дидактически упрощенный социальный опыт решения познавательных, идеологических, нравственных, политических и других проблем;
  • смысл организации учебного процесса сводиться к созданию условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения когнитивных, коммуникативных, организационных, моральных и иных проблем, составляющих содержание образования;
  • оценка результатов обучения основывается на анализе уровня образования, достигнутого учащимися на определенном этапе обучения.

Таким образом, с точки зрения подхода к компетенции непосредственным главным результатом образовательной деятельности становится формирование профессиональных компетенций. Что в свою очередь подтверждает, что компетентностный подход служит необходимой частью подготовки специалиста и представляет собой организационно-педагогическую систему обучения и воспитания в колледже, в составе которой лежит теоретическая подготовка и практическая деятельность в мире и взаимосвязи.



Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: 201. – 71 с.
  2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – №1. – С. 3-12.
  3. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
  4. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию // [Под ред. А. В. Великановой]. – Самара: Профи, 2001. – 59 c.
  5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – №5. – С. 3-12.
  6. Милованова Н.Г. Модернизация российского образования в вопросах и ответах. – Тюмень, 2002. – 86 с.
  7. Подавалова Т. В., Подавалова И. В. Возможности реализации компетентностного подхода в преподавании истории государства и права в юридическом вузе // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. –2009. – №1(1). – С.121-124


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: