» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Панченко Оксана Александровна, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование рецептивных умений как цель и средство обогащения коммуникативной компетенции и культуры англоязычной речи

Статья просмотрена: 452 раз

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЦЕПТИВНЫХ УМЕНИЙ КАК ЦЕЛЬ И СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И КУЛЬТУРЫ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ

Панченко Оксана Александровна

Аспирант, ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы развития аудирования у учащихся средней школы. Статья раскрывает содержание понятия аудирование, дает классификацию и указывает на трудности. Автором предложены  методические рекомендации по подготовке к выполнению  заданий по аудированию.

Ключевые слова: аудирование, коммуникативная компетенция, культура англоязычной  речи, средняя школа.

 

Одной из важных проблем на старшем этапе обучения английскому языку является диагностика достижений учеников. В условиях современной компетентностной образовательной парадигмы главной целью обучения английскому языку является формирование коммуникативной компетенции, и, входящей в ее состав, социокультурной компетенции.  Следует отметить, что  коммуникативная компетентность представляет собой общение, главными составляющими которого являются речевая культура и культура слушания.

Аудирование – это восприятие и понимание иностранной речи на слух. Уровень сформированности аудитивных навыков напрямую влияет на овладение языком в целом – акт коммуникации не осуществится, если не понятна речь других людей.

Аудирование формирует не только аудитивные навыки, но и навыки и умения говорения, чтения и письма. А также знакомит учащихся с новым языковым (фонетическим, лексическим, грамматическим) или речевым материалом.

 Как показывает опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и коммуникация на английском языке, да и на любом другом языке, доказывают то, что это  самый сложный вид речевой деятельности. Аудирование является самым трудным разделом при подготовке к сдаче ОГЭ и  ЕГЭ. Задания на слушание вызывает трудности у учащихся  не только потому, что текст предъявляется однократно, мешают восприятию индивидуальные особенности речи диктора, но и потому что существуют группы сложностей, которые надо знать, чтобы правильно оценить их и снять.  Так, Соловова  Е.Н и Апальков В.Г. выделяют следующий вид трудностей:

1.         «Трудности, обусловленные условиями аудирования. К ним можно отнести: внешние шумы, помехи, плохую акустику, качество звукозаписи, качество техники, видимое наличие или отсутствие источника речи.

2.         Трудности, обусловленные индивидуальными особенностями источника речи: отсутствие практики восприятия на слух речи людей противоположного пола, разного возраста; особенности дикции, тембра, темпа, паузации, а также возможные нарушения артикуляции; различные диалекты иностранного языка»

3.         «Трудности, обусловленные языковыми особенностями воспринимаемого материала. Это «большое количество  незнакомой лексики, идиоматических выражений, разговорных формул, специальных терминов, аббревиатур, эллиптических конструкций, прецизионных слов .»[3]

Что такое аудирование? Рогова Г.В. и Верещагина И.Н формулируют этот термин следующим образом: «Аудирование» - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную, мыслительную, мнемическую деятельность. Перцептивную - потому что осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; мыслительную – потому что ее выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую – потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти.» [2]

Аудирование и говорение это и является  общением на иностранном языке. Так как  речевое общение является  процесс двусторонним процессом, то пренебрежение аудированием, то есть восприятием и пониманием  речи на слух, может негативно отражается на языковой подготовке учащихся и на культуре речи. Потому как  в большинстве случаев, именно не сформированность аудитивных навыков становится причиной неудач в общении. Ученики говорят, что они иногда не понимают вопросов, которые им задают, следовательно, пониманию речи на иностранном языке нужно целенаправленно учить. Формирование навыков аудирования происходит только в процессе восприятия речи на слух. Требуется понимание речи разного темпа, с разной интонацией и с разным  уровнем соблюдения норм. Для минимального уровня владения аудитивными навыками требуется сформировать ряд операций:

1) опознание звукового потока;

2) восприятие значения аудируемых единиц;

3) выявление значимой информации в звучащем  тексте (И. А. Зимняя)

Выделяют два вида аудирования. Они зависят от конкретных учебных задач и от полноты понимания информации:

·                    аудирование с полным пониманием;

·                    аудирование с пониманием основного содержания текста (И.Л. Бим).

Бесспорно,  речь – это основная составляющая мышления. Поэтому, только овладев всеми видами  речи, можно научиться правильно читать, а аудирование является лучшим способом  тренировки проговаривания. Похожая ситуация наблюдается и в письме, где помимо памяти  у человека активизируется также  внутренняя речь, человек всегда проговаривает про себя то, что он пишет. Говорение, как мы уже отмечали выше,  требует  умения слушать и понимать речь партнера по общению,  А так как главными формами общения на уроке иностранного языка являются диалог и монолог, то обучению аудированию необходимо отводить больше внимания для свободной коммуникации учащихся.

Итак, аудирование как вид речевой деятельности является не только целью, но и средством при обучении говорению  и обогащении культуре англоязычной речи в средней школе.

Формирование комплексных и специфических умений влияют на понимание аудиотекста в целом. Рассмотрим эти умения  подробнее:

·                    умение понять семантику незнакомого слова по контексту или использовать  аналогию с родным языком;

·                    умение понимания текста в перефразированном виде (например, использование синонимов, антонимов и т.д.);

·                    умение понимать текст в целом, не обращая внимание на значения незнакомых слов, если они встречаются в тексте и не мешают общему пониманию текста;

·                    умение предсказывать развитие предложения, фразы;

·                    умение видеть  средства связи в аудиотексте: лексические и грамматические;

·                    умение видеть  причинно-следственные связи в звучащем тексте;

·                    умение слышать и применять невербальную информацию в тексте (интонацию, логическое ударение);

·                    умение резюмировать услышанное;

·                    умение сортировать  главную и второстепенную информацию;

Вывод:    Безусловно, обучение аудированию это важная часть работы  учителя в школе. Оно создает наибольшие трудности в обучении, не только для учащихся, но и для учителя. Поэтому для учителя важно не только знать что такое аудирование, но изучать и  учитывать в своей деятельности субъективные и объективные причины успешного обучения аудированию; а также трудности аудирования и снятие их.

Очевидно то, что все эти вопросы должны находить отражение в особенной системе подготовки учащихся, которая будет способствовать не только формированию компетентности по предмету, но  также развитию рецептивных умений. А это в свою очередь является целью и средством формирования коммуникативной, информационной, социальной и учебной культур. В этом могут помочь учебно-методические пособия, ориентированные на формирование навыков и умений в аудировании. На сегодняшний день данная проблема является актуальной ещё и потому, что раздел аудирование включен в задания итоговых экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ), а также входит в состав международных экзаменов.

Приложение.

Методические рекомендации по обучению учащихся заданиям по аудированию.

Нами подготовлены рекомендации, позволяющие учителям помочь учащимся в подготовке к выполнению заданий по аудированию

I.         Вот на что следует обратить учителю внимание при подготовке к выполнению задания базового уровня, на понимание основного содержания прослушанного текста (задание на установление соответствия):

1.         До начала прослушивания, следует  внимательно изучить инструкцию и разобраться, что нужно сделать в задании.

2.         Затем читаем формулировку задания, т.е. утверждения и подчеркиваем  в них ключевые слова. Обычно, используются  слова  из одной тематической группы, поэтому нужно посмотреть, чем они отличаются друг от друга

3.         В аудиотексте  эта же мысль выражается синонимами, т.е.  словами, близкими по смыслу, поэтому необходимо подобрать синонимы к ключевым словам.

4.         Главная мысль фрагмента заключена в заголовке, подзаголовке и т д, но она не является отражением исходного аудиотекста, а излагается другими словами

5.         Необходимо научить учащихся понимать основное содержание текста по ключевым словам. Задание не требует полного понимания текста, следовательно, не стоит обращать внимания на незнакомые слова, которые не влияют на общее понимание текста

6.         Прослушав аудиотекст первый раз, надо отметить наиболее вероятные ответы, находя в аудиотексте ключевые слова и соотнести их с уже подчеркнутыми нами  ключевыми словами  в утверждениях.

7.         Далее, слушаем текст второй раз и обращаем внимание на ту информацию, которую пропустили в первый раз или в правильности которой сомневаемся. Таким образом, наша задача  удостовериться в правильности  первоначальных ответов Важно помнить, что одно из утверждений является лишним.

Как вариант тренировки  предтестового упражнения предлагаем следующее упражнение:

После первого прослушивания аудиотекста, ученикам дается задание кратко сформулировать основное содержание прослушанного.  Далее даем возможность ученикам прослушать текст второй раз и только после этого предлагаем учащимся список утверждений. Это  упражнение «от обратного» тренирует  быстрее подбирать соответствия.

II.         Для успешного выполнения заданий повышенного уровня по проверке умений понимать  в аудиотексте запрашиваемую информации А1- А7 (задание на выбор ответа из трех вариантов: «верно», «неверно», «в тексте не сказано»- нужно учитывать:

1.         До начала прослушивания, следует  внимательно изучить инструкцию и утверждения

2.         Не следует догадываться или использовать общие знания до первого прослушивания текста, так как ответ зависит исключительно от основного содержания аудиотекста. Определить правильный ответ можно только после прослушивания

3.         Необходимо проанализировать информацию, которая может пригодиться (например, даты, время, имена собственные, и т д), чтобы определить является данное утверждение положительным, отрицательным или на основании текста мы не может дать ни тот ни другой ответ

4.         Важно различать вариант «неверно» и вариант «не сказано». Отрицательные ответ дается в случае, когда информация  противоречит тексту, а вариант «не сказано» означает, что в звучащем тексте ничего нет информации на этот вопрос

5.         Информация в аудиозаписи и утверждения идут по порядку, в связи с чем, читать утверждения можно и во время прослушивания аудиотекста

6.         Особое внимание стоит обратить на отрицательные предложения, так как верный ответ часто имеет утвердительную форму. Утвердительное предложение  имеет  в своем составе слово с противоположным значением  тому, что звучит в аудиотексте. Может также прозвучать сложное предложение с такими словами как: barely, hardly, scarcely, rarely, seldom

7.         В конце задания нужно быть внимательным, так как могут встретиться вопросы более общего содержания. Чтобы ответить на них следует подумать о целом тексте

8.         Слушая аудиотекст во второй раз нужно проверить свои ответы

 

III.      При работе над  заданиями высокого уровня на полное понимание текста А8 – А14 (задание на множественный выбор) можно воспользоваться следующими  рекомендациями:

1.         Прочитайте  вопросы и предложенные варианты ответов до прослушивания аудиозаписи

2.         В вопросах найдите ключевые слова и  подберите им синонимы

3.         Порядок вопросов соответствует порядку информации, которая появляется в аудиотексте

4.         Не следует опираться на ту информацию, которую вы знаете. При выборе правильного ответа руководствуйтесь только информацией из аудиотекста

5.         Следует проявить осторожность  с вариантами ответа, в которых слова и выражения совпадают с аудиозаписью, так как это, скорее всего, неверные варианты. Обратите внимание на контекст. Информация в верных вариантах может передаваться в форме синонимов

6.         Отвечая на вопросы общего характера, нужно обратить внимание на текст в целом, а не на отдельные предложения.

7.         Слушая аудиотекст во второй раз, нужно проверить свои ответы и акцентировать своё внимание на ту информацию, которую не услышали в первый раз

 



Список литературы:

  1. Овсянникова Н. А. Некоторые приемы работы с аудиотекстами // Иностр. Языки в школе. – 2010. - № 3 С. 30
  2. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе //М.: Просвещение - 1988 – 306 с. 117 стр.
  3. Соловова Е. Н., Апальков В. Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. С. 43
  4. Соловова Е. Н, John Parson. –ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Аудирование. – М.: Центр изучения английского языка Елены Солововой, 2011
  5. Тер – Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М.: Слово, 2003.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: