» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Сентябрь, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №6 2017

Автор: Остапчук Наталья Андреевна, магистрант второго курса
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Интегрированный урок русского языка и музыки в начальной школе

Статья просмотрена: 207 раз

УДК 372.8

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И МУЗЫКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Остапчук Наталья Андреевна

магистрант второго курса, Южный федеральный университет

Остапчук Елена Николаевна

учитель музыки высшей категории

ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28»

г. Ростов-на-Дону

Аннотация. В статье рассматриваются особенности интеграции двух учебных предметов – русского языка и музыки в начальной школе. Предложены различные варианты практических заданий по соответствующим темам. Задания являются разноуровневыми и могут быть использованы на различных этапах работы.

Ключевые слова: интеграция, интегрированный урок, русский язык, музыка.

 

В настоящее время востребованными являются высокообразованные, сознательные, инициативные, творческие и умеющие широко мыслить люди, которые способны самостоятельно принимать решения, опираясь на свой богатый жизненный опыт. Современная школа должна соответствовать требованиям общества, формируя год за годом мировоззрение учащихся.

В начальной школе закладываются основы качеств личности учеников и их образованности, происходит формирование кругозора. Перед учителями стоит сложная задача, помочь в решении которой может комплексное, системное обучение, что базируется на межпредметных связях, а реализуется в виде интегрированных уроков. 

Интегрированный урок – это такой тип урока, который объединяет несколько учебных дисциплин в процессе изучения одной темы, понятия, явления. Использование интеграции предметов способствует сформированности в сознании учеников целостных процессов, подробному пониманию и усвоению образовательной программы. Кроме того, интеграция учебных занятий благотворно влияет на процесс восприятия материала, так как представляет собой более наглядную, интересную, активную и необыкновенную форму учебной деятельности.

В рамках данного исследования рассматривается интеграция двух учебных предметов – русского языка и музыки. Русский язык является одним из основных учебных предметов, что подчеркивает значимость разработки новых методов работы на уроках. Чтобы сделать процесс изучения материала более плодотворным, целесообразно объединить сложные темы русского языка с творческими, интересными и занимательными темами уроков музыки. Для подобной работы может быть использовано произведение, которое представляет интерес с точки зрения языка, а также подробно рассматривается в контексте музыкального искусства. В данном случае таким произведением стала былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которой соответствуют два музыкальных произведения – симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородина и пьеса «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», М.П. Мусоргского.

Далее приведем систему упражнений каждой из учебных дисциплин, которая может быть использована в работе учителей начальных классов. Для проведения занятий по русскому языку могут быть использованы следующие задания (* обозначены творческие задания):

1. Словарная работа.

1.1. Постарайтесь самостоятельно объяснить значения слов и выражений. Сравните свои определения со значениями в толковом словаре.

Пехота, воевода, стремя, дородный молодец, око, уста, ествушка, горенка, чарочка, дар, палаты белокаменные, терем.

1.2. Найдите в тексте устаревшие слова и выражения. Объясните их значения.

1.3. Подумайте, в каких произведениях можно встретить перечисленные выражения? Что они обозначают?

Река Смородина, трава-мурава, злодей-разбойник, лазоревы цветочки, добрый конь, чисто поле, буйна голова.

1.4. Составьте предложения с перечисленными выражениями.

1.5. Предположите, что обозначает выражение «река Смородина»? От какого слова оно произошло? Давайте познакомимся с историей данного выражения.

Древнерусское слово «смород» означает «сильный запах». Позже появилось новое слово, которое дополнило это определение: «смород» = «смрад», т.е. сильный, неприятный запах. Именно поэтому в русских сказках рекой Смородиной называют ужасное, гнилое место, куда боятся ходить все жители городов и деревень. Часто там живут злые чудища, такие как Змей Горыныч и Баба-Яга. Лишь богатыри и отважные, смелые молодцы могут отправиться в сторону реки Смородины.

*                    Соедините изображения на доске с соответствующими названиями.

Река Смородина

http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/706149/main_706149_original.JPG

Трава-мурава

http://ic.pics.livejournal.com/fishka_anna/20397445/244568/244568_900.jpg

Злодей-разбойник

https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/2/5/1/5464152.jpg

Добрый конь

http://mtdata.ru/u24/photo825F/20004281534-0/original.jpg

 

*                    Соедините слова так, чтобы получились известные вам выражения.

Добрый

Зверь

Лазоревы

Мурава

Киев

Молодец

Трава

Леванидов

Речка

Сыть

Черный

Конь

Соловей

Цветочки

Серый

Град

Славный

Посвист

Крест

Ворон

Чернигов

Богатырь

Злодей

Разбойник

Богатырский

Смородина

Казак

Удары

Волчья

Корни

 

2. Предложения  однородными членами.

2.1. Найдите в тексте однородные члены предложения. Подчеркните их. Нарисуйте схему предложения. Составьте свои предложения по указанной схеме.

Ай у той ли то у Грязи-то у Черноей,

Да у славноей у речки у Смородины,

А й у той ли у березы у покляпыя,

У того креста у Леванидова

Соловей сидит Разбойник Одихмантьев сын.

*                    Опишите все возможные действия героев, используя однородные члены предложения.

Соловей-разбойник – … .

Илья Муромец – … .

Князь Владимир – … .

Богатырский конь – … . 

*                    Придумайте и запишите свою небольшую сказку, используя только предложения с однородными членами.

3. Предложения с прямой речью.

3.1. Выразительно прочитайте предложения с прямой речью, выделяя интонацией речь героя и автора. Составьте схему предложения.

Больша дочка - эта смотрит во окошечко косявчато
Говорит она да таковы слова:
- Едет-то наш батюшка чистым полем, 
А сидит-то на добром коне, 
А везет он мужичища-деревенщину 
Д
а у правого у стремени прикована.

3.2. Переведите предложения из косвенной речи в прямую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски 

И отворяли-то ворота во Чернигов-град, 

А й зовут его в Чернигов воеводою. 

*                    Опишите изображения на картинках при помощи прямой/косвенной речи.

http://ruspekh.ru/images/articles/28850/2016_10_11-16-01_001.jpg

http://www.folkdoctor.ru/images/vodolei.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/51827/223867995.29/0_158439_577e7e44_XL.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2014/03/04/6605.jpg

 

4. Имя существительное

4.1. Распределите перечисленные имена существительные по соответствующим колонкам.

Первое склонение

Второе склонение

Третье склонение

 

 

 

Коса, мужик, молодец, лук, земля, стремя, поле, пехота, дочь, тишь, окно, слово, конь, батюшка, трава, цветок, река, лес, сила, дороженька, гнездо, палата, дверь, сторона, рана, уста.

4.2. Образуйте имена существительные множественного числа от предложенных слов.


Друг – … .

Лук – … .

Тетива – … .

Стрела – … .

Земля – … .

Поле – … .

Стремя – … .

Удар – … .

Гнездо – … .

Дочь – … .

Окно – … .

Слово – … .

Конь – … .

Око – … .

Корень – … .

Князь – … .


4.3. Составьте пары, используя имена существительные мужского и женского рода. Дополните пары, где это будет необходимо.

Конь

Женщина

Князь

Матушка

Богатырь

Собака

Батюшка

Лошадь

Пес

Княжна

Мужчина

Богатырша

Сын

Дочь

Казак

 

Отец

 

 

Вдова

 

Жена

 

4.4. Распределите имена существительные по колонкам. Дополните каждую из них тремя собственными примерами из сказок. Объясните написание слов.

Города

Имена

 

 

Князь Владимир, Илья Иванович, Муром, Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, Илья Муромец, река Смородина, крест Леванидов, Соловей-разбойник.

4.5. Составьте пять предложений, используя в каждом из них по пять имен существительных.

Мешок, казак, земля, река, береза, озеро, холм, гора, конь, собака, зверь, дорога, разбойник, деревенщина, цветы, ворота, город, молодец, дочь, батюшка, коса, очи, хлеб, обед, дар.

*                    Учитель называет предмет/явление/героя и т.д., а ученики поднимают карточки, обозначающие категорию одушевленности/неодушевленности (зеленого цвета – одушевленный, черного – неодушевленный).

Пехота, Киев-град, силушка, город, зверь, конь, мужички, ворота, слова, дорожка, богатырь, сын, дуб, посвист, гора, холмы.

*                    Изобразите перечисленные имена существительные. Какие из них было легче нарисовать? Как вы считаете, почему?

Город обед, зверь,  сила, воевода, дорога, слово, богатырь, береза, цветы, дочь, поле, стрела, собака, земля.

Необходимо подчеркнуть тот факт, что былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» может быть использована для разных уровней и этапов работы, а именно словарной работы в рамках лексикологии русского языка, а также синтаксиса, которому уделяется особое внимание в начальной школе. Текст былины представляет несомненный интерес, как образец языка русской культуры предыдущей эпохи и русского народного творчества.

На уроках музыки данной теме также уделяется пристальное внимание – подробно рассматриваются особенности музыкальных образов и жанровых особенностей, формируются представления о духовно-нравственных ценностях,  уделяется внимание творчеству композиторов, которые внесли вклад в развитие русской мировой музыкальной культуры. Так, к одной из актуальных форм работы на уроках музыки относится тестирование. Далее приведен тест (два варианта), который может быть использован при знакомстве с творчеством А.П. Бородина (симфония № 2 «Богатырская») и М.П. Мусоргского (цикл «Картинки с выставки», пьеса «Богатырские ворота»).

Тест «Образы богатырей в музыке А.П. Бородина и М.П. Мусоргского»

Вариант 1

1. Симфония А.П.Бородина, названная В.Стасовым «Богатырская» – это

а) №5;                               б) №2;                               в) №7.

2. «Богатырская» симфония состоит из:

а) 2-х частей;                    б) 3-х частей;                   в) 4-х частей.

3. Героическое начало более полно воплощено в:

а) 3 части;                        б) в 1 части;                       в) во 2 части.

4. Первая часть симфонии была написана в:

а) 1870 году;                     б) в 1877 году;                  в) в 1901 году.

5. Премьера симфонии состоялась в феврале:

а) 1870 года;                     б) 1877 года;                     в) 1901 года.

6. В образном плане музыка 2 части очень близка:

а) половецкому миру оперы «Князь Игорь»;

б) героической музыке оперы «Иван Сусанин»;

в) танцам в балете «Петрушка».

7. М.П.Мусоргский создал цикл из 10 музыкальных зарисовок и назвал его:

а) «Времена года»;          б) «Картинки с выставки»;   в) «Три богатыря».

8. Вдохновили М.П.Мусоргского на создание Цикла творения:

а) В.Гартмана;                б) И.Глазунова;                  в) М.Васнецова.

9. Пьесы картины связаны между собой темой-интермедией, которая получила название:

а) «Воспоминания»;       б) «Мечты»;                     в) «Прогулка».

10. Образ богатырей наиболее ярко слышен в пьесе:

а) «Старый замок»;  б) «Избушка на курьих ножках»; в) «Богатырские ворота».

Ключ к 1 варианту теста:


1 - б

2 - в

3 - б

4 - а

5 - б

6 - а

7 - б

8 - а

9 - в

10 - в


 


Тест «Образы богатырей в музыке А.П. Бородина и М.П. Мусоргского»

Вариант 2

1. Установите соответствие между именами и фамилиями композиторов:

Модест Петрович

Бородин

Александр Порфирьевич

Мусоргский

 

2. Соедините фамилии композиторов и названия их произведений:

 

«Старый замок»

Мусоргский

 Опера «Князь Игорь»

 

«Симфония №2 «Богатырская»

Бородин

«Богатырский ворота»

 

Симфония №40

 

3. Соедините названия средств выразительности с их определениями:

1. Мелодия

1. Скорость движения в музыке

2. Лад

2. Сила звучания в музыке

3. Динамика

3. Чередование коротких и длинных звуков

4. Темп

4. Настроение в музыке

5. Ритм

5. Окраска голоса, звука

6. Тембр

6. Высота звука, голоса

7. Регистр

7. Главная мысль музыкального произведения

 

4. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, относящееся к музыке:

ифносмяи - с_ _ _ _ _ _ _ (жанр инструментальной музыки)

репоа         - о_ _ _ _         (жанр вокальной музыки)

амшр         - м_ _ _            (один из основных жанров музыки)

уртба         - т_ _ _ _          (духовой музыкальный инструмент)

отна           - н_ _ _             (музыкальный знак)

 

Ключ ко 2 варианту теста:

1 - Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин.

2 - Мусоргский - «Старый замок», «Богатырские ворота».

Бородин - «Князь Игорь», Симфония №2 «Богатырская».

3 - 1-7, 2-4, 3-2, 4-1, 5-3, 6-5, 7-6.

4 - симфония, опера, марш, труба, нота.

 

Применение данных тестовых заданий охватывает различные сферы музыкального искусства и знакомит учеников с особенностями творчества русских композиторов. Тестовые задания разных типов (выбор правильного ответа, сопоставление терминов и их значений, композиторов и их произведений и т.д.) позволяют оценить качество усвоения изучаемого материала, а именно знания о творчестве композиторов, их музыкальные произведения, музыкальные инструменты, для которых были написаны произведения, особенности жанров музыки, знание музыкальных понятий, средств музыкальной выразительности.

Таким образом, интегрированные уроки способствуют всестороннему развитию личности учеников, расширяют их кругозор, формируют в их сознание прочные и полные представления о том или ином явлении действительности, повышая качества знаний школьников. К тому же, подобная комплексная работа оказывает влияние на процесс мотивации к учению (сопоставление тем учебных дисциплин, поиск точек соприкосновения изучаемого материала и т.д.), дает возможность для саморазвития и совместного творчества всех участников образовательного процесса.

 



Список литературы:

1.             Былины. – М.: Современник, 1991. – С. 163-175.

2.             Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. – М.: Музыка, 2001. – 141 с.



Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: