» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020

Автор: Давыдик Лариса Ивановна, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование у воспитанников нравственных ценностей и норм поведения

Статья просмотрена: 232 раз
Дата публикации: 21.04.2020

УДК. 37.034

ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НРАВСТВЕННЫХ  ЦЕННОСТЕЙ И НОРМ ПОВЕДЕНИЯ 

Давыдик Лариса Ивановна

 Широких Валентина Ивановна

воспитатели

ОГАНОУ «Академия спорта»,  г. Шебекино

 

«Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой истинный облик»

  И. Гёте

 

Аннотация. В данной статье авторы отражают значимость воспитания нравственности среди юношей. Показывается в различной практической деятельности результаты решения этой проблемы при работе с детьми.

Ключевые слова: адаптация, личность, мораль, традиции, воспитание.

 

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда, формирование нравственного отношения к миру являются важнейшими задачами учебного и воспитательного процесса.

Поиск средств решения этой проблемы привел к необходимости повышения эффективности воспитательного процесса через создание организационно — педагогических условий духовно-нравственного воспитания. Воспитывая социализированную личность, мы, как воспитатели, заботимся о её нравственности, мироощущении и мировоззрении, пытаясь сделать её успешной в любых ситуациях жизни, помочь ей создать свой духовно богатый внутренний мир.

За время работы в школе мы пришли к выводу, что необходимо осуществлять комплексный подход к воспитанию обучающихся, поэтому духовно-нравственное воспитание осуществляется, как процесс организации социально-значимой деятельности. «Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. А развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственно – устойчивые люди, самостоятельно принимающие решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие не только знаниями, но и прекрасными чертами личности». [1]  Нравственные знания информируют подростка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.  Основополагающим любого воспитательного мероприятия является упор на нравственное начало.

Цель развития культуры и духовно-нравственного воспитания: формирование устойчивых нравственных качеств личности воспитанника.

Исходя из цели, ставим следующие задачи:

- прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды;

- помочь разобраться в сложных вопросах морали;

- помочь осознать свой личный опыт поведения.

Решая эти задачи, через проведение воспитательных мероприятий создаем условия для формирования социально зрелой личности готовой к жизненному самоопределению и ориентированной на высокие нравственные ценности. Одним из основных направлений в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание. Именно оно позволяет сформировать хорошего человека, воспитать в нём основные качества, наличие которых позволяет судить о его внутреннем мире. Соответственно возникает необходимость в нетрадиционных занятиях, в занятиях доступных, полезных и, самое главное, интересных для подростков. Мы совершенствуем формы их проведения, используя различные приёмы и компьютерные технологии. Часы общения: «Человеческие ценности», «Прощение и месть», «Твоя позиция в конфликтной ситуации», «Вечные ценности», «Быть человеком» с элементами тренинга, просмотра видеороликов и их обсуждением, с проигрыванием ситуаций, отражающие нравственную тематику показали, что ребятам с их неустойчивой психикой, неокрепшими моральными принципами, очень нужны такие занятия для формирования духовно-нравственных основ личности. Они принимают активное участие в подготовке мероприятий, оформлении наглядности и реквизита. Проведение воспитательных мероприятий данной направленности способствует формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера, создают условия для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним.

 Академия спорта – это новый дом для обучающихся, которые приехали учиться в нашу школу из отдалённых городов и районов. Одна из важнейших задач в этот период - помочь как можно быстрее и успешнее адаптироваться к новым социальным условиям, освоиться в новой роли и влиться в ряды нашей команды, социализировать и адаптировать парней к новым для них условиям.

Для решения этой задачи были разработаны и проведены творческие мероприятия, игровые программы: «Наша дружная семья», «Давайте познакомимся»; «Сплоченность коллектива» тест; «Мои ценности» тест; «Веселые друзья» выпуск газеты - коллаж. Это даёт возможность только поступившим ребятам вступить во взаимодействие с теми парнями, которые не первый год в академии; помогает изучению личности воспитанника и формированию коллектива, созданию условий для всестороннего развития личности, сохранять и укреплять традиции.

Необходимо создавать условия для активной жизнедеятельности, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей воспитанников в интеллектуальном, духовном, культурном и нравственном развитии. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное – совесть, нравственное осознание. Поэтому мы посчитали необходимым провести следующие мероприятия: «Доброволец – волонтер - это мода или добро?» – круглый стол;  «Шаг навстречу» благотворительная акция, посвящённая Дню пожилого человека; «Белый цветок» – праздник добра и милосердия. Нравственные идеалы и принципы предполагают не только доброту и трудолюбие, честность и порядочность, совесть, справедливость, принципиальность и т. д., но и выработку потребности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения, свою честь и достоинство, честь своей страны, стремясь принести максимум пользы другим людям.

В настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. « Без любви к Родине и уважения к её истории невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у подростков чувство собственного достоинства, положительных качеств личности». [2 ] А любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам, уважение к героическому прошлому и настоящему своего народа. С целью создания условий для воспитания патриотизма и гражданственности разработаны и проведены ряд мероприятий: «Государственные символы России: от истории до современности, «Отчизны верные сыны…» (встречи с ветеранами локальных войн), «Крещение на Руси» (театрализованные игры и обряды), музыкальная гостиная «Россия – Родина моя». Такие воспитательные мероприятия способствуют восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности), формируют устойчивое, уважительное отношение к родной стране, прививают чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Для формирования личностной и социальной значимости дружбы и товарищества как высших человеческих чувств разработаны и проведёны такие мероприятия: «Если друг оказался вдруг…» (анализ  поступков)Обман на доверии» - (ситуации пробы); «Веселые друзья» (выпуск газеты - коллаж); «Я через пять лет»  - (диспут – размышление). Тема дружбы актуальна в любом возрасте. Положительный эмоциональный настрой, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ повышают познавательный интерес воспитанников, способствуют развитию дружного, сплоченного коллектива, формированию представления о ценностях, дружбе, взаимовыручке и взаимопомощи.

Наши воспитанники стремятся стать профессиональными футболистами. В свободное от тренировок время проводятся мероприятия для того, чтобы воспитанники могли понять, как много значит здоровье в их жизни. С целью популяризации здорового образа жизни проведены мероприятия: «Здоровым быть модно», «Правда о наркотиках», «Безопасные каникулы», «Будь здоров, играя» конкурс, «О здоровой и вкусной пище». Соревнования, тренировки, воспитательные часы спортивные эстафеты вызывают интерес у ребят, отвлекают их от негативных явлений современной жизни. Осуществляя подготовку к мероприятиям, воспитанники накапливают и расширяют нравственный опыт путем включения в различные виды деятельности. На этой основе формируется нравственное сознание, происходит развитие нравственных чувств, вырабатываются навыки и привычки нравственного поведения. 

 В своей работе стараемся придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А. Сухомлинский:  [ 3]

*Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.

*Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

*Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

*Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца — они дали тебе жизнь.

 *Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости.

  Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей.

Учим парней Правилам нравственности:

·                 Старайся делать добро!

·                 Бойся обидеть человека!

·                 Люби и прощай людей!

·                 Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

·                 Познай мир и себя!

·                 Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

  Нельзя забывать, что нравственное воспитание не даёт сиюминутного результата. Это очень сложный, многоэтапный и многофакторный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.



Список литературы:

  1. Петрова М. И. Семья и нравственное воспитание подростков в современных условиях // Молодой ученый. — 2014. — №21. — С. 675-677.
  2. Зикратов, В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения / В. Зикратов // Народное образование. — 2007. — № 8. — С. 232.
  3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.- С.34.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: