» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020

Автор: Шарафисламова Роза Фариловна , студентка
Рубрика: Социологические науки
Название статьи: Гендерное разделение социальных ролей в молодой семье

Статья просмотрена: 355 раз
Дата публикации: 25.04.2020

УДК 364

ГЕНДЕРНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ

Шарафисламова Роза Фариловна

студентка

Гареева Зинера Кадимовна

преподаватель кафедры педагогики, психологии и социальной работы

Бирский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Бирск

 

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика гендерных ролей в молодой семье. Описываются типы распределения семейных ролей в современных условиях.

Ключевые слова: молодая семья, социальная роль, гендерное разделение, социальная работа.

 

GENDER SEPARATION OF SOCIAL ROLES IN A YOUNG FAMILY

SharafislamovaRozaFarilovna

student

GareevaZineraKadimovna

lecturer in the department of pedagogy psychology and social work

BashkirStateUniversity

Russia, Birsk

Abstract. This article discusses changes in gender differences between spouses, the specifity of gender roles in a young family

Keywords: a young family, social role, gender separation, social work.

 

В системе общечеловеческих ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Она является основным институтом социализации подрастающего поколения, где происходит становление человека как полноценного и полноправного члена общества. Создание семьи является важным и ответственным шагом. Особенностью молодой семьи является то, что период создания семьи совпадает с прохождением определенных ступеней социализации, которые связаны с получением образования, поиском работы и профессиональным самоопределением. Молодые супруги сталкиваются также и с прохождением этапа психологической адаптации к семейной жизни, рождению детей и становлению ролевой структуры молодой семьи.

Успешность решения этих проблем во многом зависит от того, на выполнение каких гендерных ролей ориентируются супруги, в какой степени они берут на себя ответственность за материальное обеспечение семьи, воспитание и образование детей, решение бытовых проблем, каким образом выбранные семьей жизненные ориентиры соотносятся со сложившимся способом разделения властных полномочий в семье.

В социологии набирает популярность гендерный подход, в рамках которого интерпретируется статусное поведение мужчин и женщин в семье, их функционирование и изменение, а также анализируются гендерные стереотипы института брака, семьи и общества в целом. Гендерные отношения рассматриваются как результат сложившихся гендерных установок и стереотипов, сформировавшихся в социуме, исследуется и воздействие их на создание отношений в семье и видоизменение семейно-брачной среды социума.

Гендерное разделение социальных ролей подразумевает модели поведения, которые предписывает общество мужчинам и женщинам, а также совокупность ожиданий, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющих эти роли [4, с.57].

В отечественной науке изучением вопросов распределения гендерных социальных ролей занимается большое количество ученых. Эта проблема рассматривается в работах М.Ю.Арутюнян, А.И.Кравченко, Т.А.Гурко, Холостовой Е.И, а также во многих других.

Гендерные исследования в России берут начало в конце 80-х – начале 90-х гг. ушедшего столетия, когда были впервые опубликованы переводы зарубежных научных публикаций по гендерной проблематике.

Из истории мы знаем, что изначально на протяжении долгого времени существовали патриархальные семьи. В «Домострое» были подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Мужчина осуществлял роль субъекта общественной деятельности, а в семье -  роль кормильца и добытчика. Женщина же, в свою очередь, являлась хранительницей очага и во всем повиновалась своему мужу, так же без его согласия она не могла  устроиться на работу или получить профессиональное образование [3, с.124].

После смены общественного строя в 1917 году, появилась идеология равноправия полов в семье, которая возвела модель жизненной стратегии раскрепощенной женщины. Государство обеспечило защиту материнства и младенчества с тем, чтобы женщина могла сочетать в себе и профессиональную и семейную роли, однако исследования показывали, что сочетать семейную роль у работающей женщины получалось намного хуже.

Советская идеология предполагала совместное участие супругов в профессиональной деятельности, а также в семейной.

Конституция РФ 1993г. закрепила на международном уровне иедологию гендерного равенства  и признала, что социальный статус женщин был ниже, чем у мужчин[2, с.58].

Особенность современной молодой семьи состоит в том, что в ней гендерные роли изменчивы и многообразны, однако не закреплены жестко в сознании молодежи. Происходит взаимопроникновение гендерных ролей, если молодые супруги имеют эгалитарные представления.

Исходя из этого можно выделить 3 группы молодых супругов:1) супруги, имеющие традиционные представления (мужчина -  глава семьи), 2) эгалитарные представления супругов (равное распределение власти), 3) комбинированные.

На приверженность к каким-либо представлениям влияет схожесть взглядов супругов на совместную жизнь, но в современном обществе в молодых семьях чаще всего встречается несовпадение взглядов молодых супругов на дальнейшую жизнь. На наш взгляд, этот факт является первопричиной огромного количества разводов в настоящий момент. До вступления в брак молодые люди не до конца осознают, какой партнер по жизни им нужен, имеют идеализированные представления о супруге. Образ идеального мужчины, так или иначе сохранил традиционные представления, а образ идеальной жены расширил свои характеристики.

Таким образом, можно говорить о том, что изменение гендерных отношений не повлияло только на представление об идеальном мужчине, в отношении женщин изменения способствуют размытию представления об их социальной роли.

И.В.Гребенников выделяет три типа распределения семейных ролей: 1) централистский (авторитарный) – во главе один из супругов, решающий основные вопросы в семье; 2) автономный – муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга; 3) демократический – управление семьи лежит на обоих супругах в равной мере [1].

И.В.Штылева изучала отношение старшеклассников к выполнению роли родителя и воспитанию детей. Она выявила, что традиционное распределение социальных ролей приводит к тому, что у подростков проявляются гендерные стереотипы и они овладевают только своими гендерными навыками. Дети, воспитанные в таких семьях, не владеют навыками, не зависящими от гендера [5, с.250].

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что существует, безусловно, гендерное разделение ролей в каждой семье. Выбор представления молодой семьи, разумеется, индивидуален. На наш взгляд, сочетание эгалитарных и традиционных взглядов на семейную жизнь обоих супругов позволяет молодой семье эффективно функционировать в современном российском обществе.



Список литературы:

  1. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учебное пособие/ И.В.Гребенников. – Москва: Просвещение, 1991.- 35с.
  2. Женщины в СССР, 1990: стат материалы/ Госкомстат СССР. М., 1991. -150с.
  3. Ильин, Е.П. Психология взрослости: учебное пособие/ Е.П.Ильин.- Санкт-Петербург: Питер, 2012. -321с.
  4. Кравченко, А.И. Социология:учебное пособие для вузов./ И.А.Кравченко.- М., 2002.- 113с.
  5. Штылева, И.В.Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ/ В.И.Штылева. –М., ПЕР СЭ, 2008. -327с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: