» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2017 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 2017
Автор: Ваккер Екатерина Дмитриевна, Студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: К вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению
Автор: Ваккер Екатерина Дмитриевна, Студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: К вопросу о психологической готовности ребенка к школьному обучению
В настоящее время проблема психологической готовности ребенка к
обучению в школе представляется одной из главных. Как известно, готовность
ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического,
общественного и психологического становления ребенка. Это в совокупности
является различными сторонами ее проявления во всевозможных формах активности.
В России первым кто
заинтересовался данной проблемой, был К.Д. Ушинский. Исследуя психические и
логические основы обучения, он рассмотрел процессы сосредоточения внимания,
памяти, воображения, мышления и обнаружил, что успех в обучении достигается при
определенных показателях развития этих
психических функций. Так, одним из
главных противопоказаний к началу обучения является слабость внимания у ребенка,
отрывистость и бессвязность речи, плохой «выговор слов». И действительно,
ребенку тяжело будет учиться, если у него плохо развиты коммуникативные навыки
[2].
Также следует отметить вклад Л.С.
Выготского в исследование этой проблемы. Он писал,
что именно в дошкольном возрасте
формируются знания, необходимые для начала школьного обучения, и именно в это
период происходит развитие основных психических функций[3].
Изучая вопрос о готовности
ребенка к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил
сформированность предпосылок к учебной деятельности. К более значимым предпосылкам он причислял такие, как способность ребенка ориентироваться на систему
правил в работе, способность выслушивать и исполнять указания старшего, способность
трудиться согласно стандарту и др. Как известно, все эти предпосылки вытекают
из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного
к младшему школьному возрасту, а собственно: утрата непосредственности в
общественных взаимоотношениях, обобщение переживаний, сопряженных с оценкой,
типичные черты самоконтроля. После анализа данных предпосылок Д.Б. Эльконин выделил следующие умения для успешной учебной
деятельности:
· умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
·
умение ориентироваться на заданную систему
требований;
·
умение внимательно слушать и точно выполнять
задания, предлагаемые в устной форме;
·
умение самостоятельно выполнить требуемое
задание по зрительно воспринимаемому образцу[4].
Таким образом, требования к знаниям детей,
поступающих в школу, постоянно растут. Сегодня особенно важно, чтобы ребенок
имел начальные навыки чтения и письма. Ребенок должен уметь не только
сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, но и удерживать
свое внимание в течение всего урока, не
должен отвлекаться на посторонние дела. Слушая объяснения учителя, ребенок
должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни,
представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной
учебы в школе также необходимо, чтобы ребенок обладал хорошо развитым
воображением.
Говоря о готовности к школе,
следует дать определение психологической готовности. Так, Венгер
Л.А. определяет психологическую готовность как необходимый и достаточный уровень психического
развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников[1].
У большинства детей такая
готовность складывается к семи годам. Содержание психологической готовности включает
в себя определённую систему требований, которые будут предъявлены ребёнку во
время обучения и важно, чтобы он был способен понять их и справиться ними. Необходимо помнить, что под
«готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, но их определённый
набор, в котором обязаны присутствовать все главные элементы, но степень их
становления может быть различной[2].
Когда речь идет о
психологической готовности к школе, предполагают и интеллектуальную,
эмоционально-этическую, волевую и мотивационную подготовленность ребенка.
Интеллектуальная готовность – это наличие у ребенка кругозора, запаса
конкретных знаний, необходимого уровня развития познавательных процессов:
памяти, мышления, воображения. Интеллектуальная готовность предполагает также
соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных умений в
области учебной деятельности. Характеризуя эмоционально-волевую готовность к
обучению в школе, следует выделить умение ребенка ставить цель, принимать решения, намечать план
действий и принимать усилие к его реализации[2].
Исходя из всего выше
сказанного, можно сделать вывод о том, что проблема готовности детей к
школьному обучению является наиболее важным вопросом. При подготовке детей к
школе следует уделить особое внимание их психическому и умственному развитию,
особенностям развития познавательных функций и эмоционально-волевой сфере.
Список литературы:
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М.: Знание, 1994.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: Просвещение, 2000.
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.
- Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.: Педагогика, 1991.
Комментарии: