» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020

Автор: Яркина Елена Николаевна, Учитель-логопед
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Развитие фонематического слуха детей в процессе игровой деятельности с использованием неречевых звуков

Статья просмотрена: 466 раз
Дата публикации: 07.05.2020

УДК 376.37

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ

Яркина Елена Николаевна

учитель-логопед, ГБОУ СОШ с. Подстёпки СПДС «Золотой ключик»,

Ставропольский район Самарской области

 

Аннотация. В статье автор предлагает серию игр с использованием неречевых звуков, направленных на развитие фонематического слуха детей.

Ключевые слова: речевое развитие, фонематический слух, неречевые звуки.

 

DEVELOPMENT OF PHONEMIC HEARING IN CHILDREN

IN THE PROCESS OF GAME ACTIVITY USING NON-SPEECH SOUNDS

Elena Yarkina

speech therapist,Secondary general-education school, Podstepki

Stavropol district, Samara region, Russia

 

Abstract: In the article, the author offers a series of games that use non-speech sounds aimed at developing the phonemic hearing of children.

Keywords: speech development, phonemic hearing, non-speech sounds.

 

С каждым годом мы наблюдаем рост числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии.  Среди них значительную часть составляют дошкольники, у которых недостаточно развит фонематический слух.

Недоразвитие фонематического слуха приводит к нарушению взаимодействия слухового и речедвигательного аппаратов, а это в свою очередь - к недостаточному овладению звуковым составом слова, что отражается на процессах овладения чтением и письмом.

Логопедическая практика показывает, что развитие фонематических процессов в дошкольном возрасте положительно влияет на становление всей речевой системы. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть эффективна только при опережающем формировании фонематического слуха.

Для детей с недостаточно развитым фонематическим слухом характерно снижение слухового внимания и искажённое восприятие чужой и своей речи. Некоторые из них с трудом различают неречевые звуки.

Авторы учебного пособия «Основы логопедии» Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркинапредлагают начинать логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы родного языка с этапа узнавания неречевых звуков. Свой опыт работы в данном направлении я оформила в методическое пособие «Звуки вокруг».

Цель пособия: создание ситуации развития фонематического слуха детей в процессе игровой деятельности с использованием неречевых звуков.

Задачи:

  • обогатить представления детей о неречевых звуках;
  • формировать умение узнавать и различать неречевые звуки;
  • создать условия для возникновения мотивации к познавательной деятельности посредством игры;
  • обеспечить условия развития поисковой активности детей;
  • создать условия для побуждения детей к речевой активности, развития словарного запаса;
  • развивать слуховое внимание и слуховую память.

Оборудование: источник воспроизведения звуков (телефон, планшет или ПК), беспроводная портативная колонка; набор сюжетных карточек.

Данное пособие включает в себя аудиозапись 100звуков и карточки с соответствующими изображениями (предметными или сюжетными). Источником воспроизведения звука может быть телефон, планшет или ПК. В качестве звуковоспроизводящего устройства я использую беспроводную портативную колонку.

Все звуки объединены в несколько разделов: «Живая природа» (животные, птицы, насекомые), «Неживая природа»Человек», «Бытовые шумы», «Музыкальные инструменты», «Транспорт».

Детям предлагается внимательно послушать и определить, какой звук они услышали. В качестве иллюстрации к ответудетивыбирают карточку с изображением соответствующей ситуации.

Играть можно как индивидуально, так и малыми подгруппами.

Пособие предполагает проведениеразнообразных игр в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Начинать работу следует с контрастных звуков, отличающихся не только по звуконаполнению, но и по тематике, например: звонок в дверь, мычание коровы, шум дождя. Постепенно вводится большее количество звуков и сужается тематика, например, «В лесу», «На ферме», «На прогулке», тем самым развивается более тонкая слуховая дифференциация звуков.

В качестве усложнений можно использовать упражнения на различениезвуков:

  • по тембру (мужской, женский и детский голоса);
  • по высоте и силе (лай большой и маленькой собаки, смех одного или нескольких детей и т.д.);
  • по ритмичности (медленные, обычные, быстрые шаги, бег);
  • по характеру звуков (шаги по твердой поверхности, по воде, по сухим листьям, по снегу).

Варианты игр.

1.               «Послушай и покажи».

Перед ребенком на столе несколько карточек с изображением предметов или звуковых ситуаций. Педагог предлагает прослушать один звук и найти соответствующую картинку.

2.               «Кто быстрее?».

Играют 2-3 человека. Перед детьми на столе картинки. Педагог предлагает прослушать звук и быстрее остальных указать на картинку (или положить сверху свою фишку).

3.               «Чего не хватает?».

Перед детьми на столе картинки. Педагог предлагает прослушать серию звуков и определить, к какому из звуков не хватает изображения. Или, наоборот, какая картинка осталась без звукового сопровождения.

4.               «Что лишнее?».

Перед детьми несколько картинок. Педагог предлагает прослушать серию звуков и найти лишнюю картинку, которая не была озвучена. Или: педагог предлагает определить звук, который не подходит к остальным по какому-либо признаку.

5.               «Что сначала, что потом?».

Педагог предлагает прослушать 2-3 звука, подобрать к ним изображения и определить, что было сначала, что произошло потом (установить причинно-следственные связи). Можно предложить ребенку составить предложение или сочинить маленькую историю.

6.               «Один-много».

Педагог предлагает к прослушиванию голоса животных. Ребенок определяет, где звучит один голос, а где много, и подбирает соответствующие карточки.

7.               «Сравни и назови».

Педагог предлагает к прослушиванию голоса и звуки, отличающиеся по темпу, ритму, тембру (детский, женский, мужские голоса; голос кошки и котенка, собаки и щенка; быстрые и медленные шаги, шаги по асфальту, снегу и т.д.). Ребенок определяет и находит соответствующие картинки.

8.               «Раздели на группы».

Педагог предлагает к прослушиванию звуки. Ребенок подбирает к ним соответствующие картинки и распределяет их в группы, например, звуки на кухне, в ванной, голоса животных, музыкальные инструменты и т.д.

9.               «Найди и закрой фишками».

Ребенку предлагается сюжетная картинка с изображением различных предметов. Педагог включает поочередно звуки и предлагает ребенку найти звучащие предметы на картинке и отметить (закрыть) их фишками.

10.            «Вспомни и найди».

Ребенку предлагается прослушать несколько звуков подряд, а затем по памяти подобрать к ним соответствующие картинки.

Формированию фонематического восприятия отводится одно из ведущих мест в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи. Игровая форма способствует поддержанию интереса к учебной деятельности, положительно сказывается на динамике логопедической работы, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.



Список литературы:

  1. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989.—223 с.: ил.
  2. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Издательство «Ювента», 2007 - 96 с: ил.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: