» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020

Автор: Кощеева Татьяна Евгеньевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Разработка методических материалов на уроках информатики для подготовки к ЕГЭ по теме «Логические элементы компьютера»

Статья просмотрена: 202 раз
Дата публикации: 09.05.2020

РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ТЕМЕ «ЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОМПЬЮТЕРА»

Кощеева Татьяна Евгеньевна

студентка

ХГУ им. Н.Ф. Катанова

 

Аннотация. В данной статье предлагается общий обзор для подготовке к ЕГЭ по информатике по теме «Логические элементы компьютера». Цель данной статьи: разработать методические материалы для школьников на уроках информатики. Для поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разработать несколько задач при обучении школьников информатике по теме «Логические элементы компьютера».

Ключевые слова: логика, ФГОС, ЕГЭ.

 

Рассматривая обучение в школе, вытекает противоречие: в соответствии с ФГОС при обучении информатики для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в школах должны быть достаточные материальные условия. Но в научной педагогической литературе и методических материалов недостаточно разработаны вопросы, в том числе организовывая исследовательскую деятельность. Отсюда вытекает проблема исследования: какие средства обучения должны применять для организации исследовательской деятельности учащихся для изучения информатики? Проблема определяет тему нашего исследования «Разработка методических материалов на уроках информатики для подготовки к ЕГЭ по теме «Логические элементы компьютера»».

Один из разделов информатики, задания которых имеются в ЕГЭ (единый государственный экзамен), является тема «Логические элементы компьютера». В данной статье, рассмотрим несколько таких заданий. Будут рассмотрены задачи с системами логических уравнений, содержащие однотипные уравнения, логические уравнения, задачи с системами логических уравнений, содержащие неоднотипные уравнения, логические высказывания, числовые отрезки. После каждого задания будет написан метод его решения.

Задача 1. Сколько существует различных наборов значений логических переменных х1, x2,…, x9, y1, y2, ..., y9, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?

В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных x1, x2, ..., x9, y1, y2, ..., y9, при которых выполнена данная система равенств. В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.

Решение:

Сначала рассмотрим пары x1y1 и x2 y2.

x1у1

х2у2

00

00

01

01

10

10

11

11

Для первой строки x1y1 истина возможна тогда и только тогда, когда пара x2y2 будет принимать значения 00, 01, 10 и 11.

Для второй строки x1y1 истина возможна тогда и только тогда, когда пара x2y2 будет принимать значения 10 и 11.

Для третей строки x1y1 истина невозможна.

Для четвёртой строки x1y1 истина возможна тогда, когда пара x2y2 будет принимать значения 00 и 01.

Применим это для остальных пар:

 

x1y1

x2y2

x3y3

x4y4

x5y5

x6y6

x7y7

x8y8

х8y8

00

1

1

2

2

4

4

8

8

16

01

1

1

2

2

4

4

8

8

16

10

1

0

0

0

0

0

0

0

0

11

1

1

2

2

4

4

8

8

16

Третья строка не рассматривается. Таким образом, количество решений будет: 16+16+16=48.

Ответ: 48.

Данная задача относится к  системам логических уравнений, содержащие однотипные уравнения. Это задача решается методом отображений.

Задача 2. Сколько существует различных наборов значений логических переменных x1, x2, ...x7, y1, y2, ...y7, которые удовлетворяют всем перечисленным ниже условиям?

В ответе не нужно перечислять все различные наборы значений переменных x1, x2, ...x7, y1, y2, ...y7, при которых выполнена данная система равенств. В качестве ответа Вам нужно указать количество таких наборов.

Решение:

Сначала рассмотрим пары x1y1 и x2y2.

x1y1

x2y2

00

00

01

01

10

10

11

11

Для первой строки x1y1 истина возможна тогда и только тогда, когда пара x2y2 будет принимать значения 00, 01, 10 и 11.

Для второй строки x1y1 истина невозможна.

Для третей строки x1y1 истина возможна тогда и только тогда, когда пара x2y2 будет принимать значения 10 и 11.

Для четвёртой строки x1y1 истина возможна тогда, когда пара x2y2 будет принимать значение 11.

Применим это для остальных пар:

 

x1y1

x2y2

x3y3

x4y4

x5y5

x6y6

x7y7

00

1

1

1

1

1

1

1

01

1

0

0

0

0

0

0

10

1

2

3

4

5

6

7

11

1

3

6

10

15

21

28

Вторая строка не рассматривается.

Таким образом, количество решений будет равно .

Ответ: 36.

Данная задача относится к  системам логических уравнений, содержащие неоднотипные уравнения. Это задача решается методом отображений.

Задача 3. Для какого имени ложно высказывание: (Первая буква имени гласная → Четвертая буква имени согласная).

1)              ЕЛЕНА

2)              ВАДИМ

3)              АНТОН

4)              ФЕДОР

Решение:

Импликация ложна тогда и только тогда, когда посылка истинна, а следствие ложно. В нашем случае – если первая буква имени гласная и четвертая буква гласная. Этому условию удовлетворяет имя Антон.

Примечание. Тот же результат следует из следующих преобразований: . Правильный вариант указан под номером 3.



Список литературы:

  1. Евич Л.Н. Готовимся к ЕГЭ // Легион 2019. - 592 с.
  2. Зорина Е.М., Зорин М.В. ЕГЭ Сборник заданий // Эксмо-Пресс, 2019. – 240 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: