» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020

Автор: Давлетшина Лилиана Рашитовна, студент 5 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2017 – 2019 года

Статья просмотрена: 355 раз
Дата публикации: 11.05.2020

УДК 336.22

АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2017 – 2019 ГОДА

Давлетшина Лилиана Рашитовна

студент 5 курса специалитета

кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, институт истории и государственного управления,

Башкирский Государственный Университет, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье производится анализ налоговых поступлений в бюджет РФ за 2017 – 2019 года.

Ключевые слова: налоги, бюджет, налоговые поступления.

 

ANALYSIS OF TAX RECEIPTS IN THE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2017 – 2019

Davletshina Liliana Rashitovna

5 year student of specialty

Department of Economic and Legal Security, Institute of History and Public Administration,

Bashkir State University, Russia, Ufa.

 

Abstract: this article analyzes tax revenues to the budget of the Russian Federation for 2017 - 2019.

Key words: taxes, budget, tax revenues.

 

Налоговая система современного государства выступает фундаментом финансовой политики. В связи, с чем ее четкость и рациональность напрямую влияют на экономическую безопасность страны. От рационального планирования и реализации налоговой политики во многом зависит выполнение возложенных на государство задач. Для государства в целом эффективность налоговой политики определяется как первостепенное увеличение доходов за счет налоговых поступлений (платежей), а также как развитие налогооблагаемой базы.

Налоги важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета: поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

В таблице 1 рассмотрим относительные изменения размеров поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таблица 1 – Относительные показатели поступления доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2017-2019 гг., млрд. рублей

Показатели

Абсолютное значение показателя

Относительные показатели роста, %

2017

2018

2019

Темп роста 2018/2018 г.

Темп роста 2019/2018 г.

Всего поступило в консолидированный бюджет РФ

17197

21142

22503,4

122,9

106,4

В федеральный бюджет

9017,9

11742,7

12380,2

130,2

105,4

В консолидированные бюджеты субъектов РФ

8179,1

9399,4

10123,2

114,9

107,7

Из них:

 

 

 

 

 

Налог на прибыль организаций

3290

4100

4543,1

124,6

110,8

В федеральный бюджет

762,4

995,5

1185

130,6

119

В консолидированные бюджеты субъектов РФ

2527,6

3104,5

3358,1

122,8

108,2

Налог на доходы физических лиц

3251,1

3653

3955,2

112,4

108,3

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

3236,3

3761,2

4481,7

116,2

119,2

Акцизы

1523,5

1494,4

1278,9

98,1

85,6

Налоги на имущество

1250,3

1396,8

1350,8

111,7

96,7

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4162,9

6178,5

6258,9

148,4

101,3

В федеральный бюджет

4090,3

6106,9

6173,1

149,3

101,1

В консолидированные бюджеты субъектов РФ

72,6

71,6

85,9

98,6

120

Утилизационный сбор в федеральный бюджет

139,3

178,8

225,8

128,3

126,3

 

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступления составили 21142 млрд. рублей, что на 22,9 % больше, чем в 2017 году. А в 2019 году поступило 22503,4 млрд. рублей, или на 6,4% больше, чем в 2018 году.

В федеральный бюджет в 2018 году поступило на 30,2% больше, чем в 2017 году, и на 5,4 % больше в 2019 году, чем в 2018 году.

В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2018 году поступило на 14,9% платежей больше, чем в 2017 году, и в 2019 году на 7,7% больше, чем в 2018 году.

Налога на прибыль организации в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 4100 млрд. рублей, или на 24,6% больше, чем в 2017 году, а в 2019 году на 10,8 больше, чем в 2018 году.

Налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 3653 млрд. рублей, или на 12,4% больше, чем в 2017 году и в 2019 году на 8,3% больше, чем в 2018 году. Повышение отчислений по НДФЛ объясняется увеличением МРОТ. Работодатели были вынуждены пересмотреть оклады и привести их в соответствие с новыми ограничениями по минимальному размеру оплаты труда. В итоге повысилась база для начисления НДФЛ и, соответственно, сумма к уплате.

Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), а в федеральный бюджет в 2018 году поступило 3761,2 млрд. рублей, или на 16,2% больше, чем в 2017 году. В 2019 году поступило 4481,7 млрд. рублей, или на 19,2% больше, чем в 2018 году. Это связано с тем, что ранее действующая ставка 18% выросла до 20%, что сразу сказалось на повышении цен (до 1,5%) и размере бюджетных отчислений. Из таблицы видно, что НДС является одной из самых доходных частей бюджета в части его налоговых поступлений. В отношении товаров, облагаемых ранее 10-процентным НДС, изменений не произошло. Ставка для них сохранена на прежнем уровне.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году составили 1494,4 млрд. рублей, или на 1,9% меньше, чем в 2017 году. В 2019 году поступления составили 1278,9 млрд. рублей, или на 14,4% меньше, чем в 2018 году. Данное снижение в большей части своей объясняется снижением в 2018 году акциза на бензин и дизельное топливо для стабилизации цены моторного топлива на рынке России.

Налогов на имущество в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило на 11,7% больше, чем в 2017 году, а в 2019 году этот показатель незначительно снизился на 3,3%, чем в 2018 году.

Налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2018 году поступило 6178,5 млрд. рублей, или на 48,4% больше, чем в 2018 году. А в 2019 поступило 6258,9 млрд. рублей, или на 1,1% больше, чем в 2018 году.

Таким образом, налоговые поступления, как в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, так и в федеральный бюджет имеют положительную динамику на протяжении всего исследуемого периода, что непосредственно положительно характеризует уровень экономической безопасности. Данный скачок налоговых доходов бюджетной системы России обеспечили «массовое обеление экономики» и повышение качества администрирования. Одной из причин стало внедрение автоматизированной системы нового поколения «Налог-3», которая объединила разрозненные налоговые данные, которые администрируются в одной точке. Также ФНС сделало акцент на добровольном уточнении налогоплательщиками своих обязательств.



Список литературы:

  1. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения 09.05.2020 г.).
  2. Романов, Б.А. Налоги и налогообложение в Российской Федерации : учебное пособие / Б.А. Романов. – Москва : Дашков и К°, 2016. – 560 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: