» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2020 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (38) 2020

Автор: Давлетшина Лилиана Рашитовна, студент 5 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Разработка и анализ индикаторов налоговой безопасности на основе показателей оценки качества налогового администрирования Белгородской области

Статья просмотрена: 298 раз
Дата публикации: 11.05.2020

УДК 336.2

РАЗРАБОТКА И АНАЛИЗ ИНДИКАТОРОВ НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Давлетшина Лилиана Рашитовна

студент 5 курса специалитета

кафедра экономико-правового обеспечения безопасности, институт истории и государственного управления,

Башкирский Государственный Университет, г. Уфа

 

Аннотация. В данной статье производится разработка и анализ индикаторов налоговой безопасности на основе показателей оценки качества налогового администрирования Белгородской области за 2016 – 2018 года.

Ключевые слова: налоговая безопасность, налоговое администрирование, Белгородская область.

 

DEVELOPMENT AND ANALYSIS OF TAX SECURITY INDICATORS BASED ON INDICATORS OF ASSESSMENT OF QUALITY OF TAX ADMINISTRATION OF THE BELGOROD REGION

Davletshina Liliana Rashitovna

5 year student of specialty

Department of Economic and Legal Security, Institute of History and Public Administration,

Bashkir State University, Russia, Ufa.

 

Abstract: this article develops and analyzes tax security indicators based on the indicators of assessing the quality of tax administration in the Belgorod Region for 2016 - 2018.

Key words: tax security, tax administration, Belgorod region.

 

Комплексная реализация направлений налогового администрирования ставит целью построение эффективной системы экономических отношений между налогоплательщиками и государством. Непосредственно взаимодействуют с налогоплательщиками территориальные налоговые органы: межрегиональные инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками, инспекции межрайонного уровня, инспекции по городам, по районам в городах. Поэтому выявление угроз налоговой безопасности необходимо осуществлять на всех уровнях, а не только на уровне государства.

В ходе анализа были выделены показатели налогового администрирования, используемые в качестве индикаторов налоговой безопасности (таблица 1). При расчете использовалась статистическая налоговая отчетность, взятая из официального сайта Федеральной налоговой службы, отражающая начисление и уплату налоговых доходов налогоплательщиками Белгородской области, налоговую задолженность, результаты проведения налоговых проверок, а также статистические данные социально-экономического развития региона за 2016–2018 гг.

Таблица 1 – Показатели налогового администрирования

Показатель

Расчет показателя

Собираемость налогов

СН = Нф/Ннач

Налоговая нагрузка

НН = НД/ВВП

Темпы роста налоговой задолженности

ТРНЗ = Зотч.пер/Зпред.пер

Удельный вес задолженности в налоговых доходах

Удес З = З/НД

Удельный вес доначисленных платежей по результатам контрольной деятельности в налоговых доходах

Удес Д = Д/НД,

Налоговые доходы на душу населения

НДДН = НД/Ч,

 

Коэффициент прироста налоговых доходов с учетом инфляции

КПрНД= ТПрНД/Инф

 

Для расчета показателей налогового администрирования, используемых в качестве индикаторов налоговой безопасности, необходимы статистические данные за 2016–2018 гг. (таблица 2). По данным таблицы 2 проведен расчет показателей налогового администрирования, используемых в качестве индикаторов налоговой безопасности за период 2016–2018 гг.

Таблица 2 - Данные для расчета показателей налогового администрирования, используемых для выявления угроз налоговой безопасности Белгородской области, за 2016–2018 гг.

Показатель

2016

2017

2018

Начислено налоговых доходов, млн руб.

64626,4

87684,7

60895,7

Поступило налоговых доходов, млн руб.

68451,2

91302,9

113826,3

Оборот организаций, млн руб.

729083,8

785254,1

865979,0

Совокупная задолженность перед бюджетной системой РФ, млн руб.

4254,7

1673,2

3583,9

Доначислено платежей по результатам контрольной деятельности, млн руб.

1258,6

1195,6

1057,3

Численность населения, млн чел.

1,6

1,6

1,5

Темп прироста налоговых доходов, %

-

35,7

24,7

Инфляция, %

5,4

2,5

4,3

 

Результаты расчета индикаторов налоговой безопасности Белгородской области на основе показателей налогового администрирования представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Индикаторы налоговой безопасности Белгородской области

Показатель

2016

2017

2018

Собираемость налогов, %

105,9

104,1

186,9

Налоговая нагрузка, %

9,4

11,6

13,1

Темпы роста задолженности, %

-

39,3

214,2

Удельный вес задолженности в налоговых доходах, %

6,2

1,8

3,1

Удельный вес доначисленных платежей по результатам контрольной деятельности в налоговых доходах, %

1,8

1,3

0,9

Налоговые доходы на душу населения

44158,2

58796,4

73442,2

Коэффициент прироста налоговых доходов с учетом инфляции

-

14,3

5,7

 

Анализ представленных в таблице 2 данных показал, что собираемость налогов за исследуемый период 2016–2018 гг. превышает 100%, удельный вес задолженности в налоговых доходах снизился с 31,3% в 2016 г. до 10,2% в 2018 г., удельный вес доначисленных платежей по результатам контрольной деятельности в налоговых доходах снижается с 1,8% в 2016 г. до 0,9% в 2018 г., налоговые доходы на душу населения увеличиваются с 44158,2 в 2016 г. до  73442,2 в 2018 г. и в 2018 г. наблюдается снижение темпа роста налоговых доходов над инфляцией, в отличии от 2017 года.

Динамика предлагаемых авторами индикаторов налоговой безопасности свидетельствует об улучшении показателей налогового администрирования с 2016 г. по 2018 г., однако без сравнения индикаторов с пороговыми значениями выявить риски налоговой безопасности не представляется возможным.

Для определения пороговых значений индикаторов налоговой безопасности Белгородской области, предлагается следующая методика.

На первом этапе определяются значения общероссийских индикаторов налоговой безопасности, которые будут являться пороговыми значениями.

На втором этапе сравниваются значения индикаторов налоговой безопасности региона и пороговые значения.

На третьем этапе выявляются риски и угрозы налоговой безопасности региона.

Показатели налогового администрирования, используемые в качестве индикаторов налоговой безопасности в РФ за 2016–2018 гг., представлены в таблице 3.

Таблица 4 – Индикаторы налоговой безопасности Российской Федерации

Показатель

2016

2017

2018

Собираемость налогов, %

100,5

103,2

103

Налоговая нагрузка, %

16,7

18,2

19,6

Темпы роста задолженности, %

-

110,4

103,5

Удельный вес задолженности в налоговых доходах, %

7,2

8,4

7,1

Удельный вес доначисленных платежей по результатам контрольной деятельности в налоговых доходах, %

3,1

2,2

1,8

Налоговые доходы на душу населения, тыс. руб.

98,2

113,5

139,8

Коэффициент прироста налоговых доходов с учетом инфляции

0,9

7,8

5,3

 

Для выявления угроз налоговой безопасности Белгородской области за 2018 г. в таблице 7 проведено сравнение значений индикаторов налоговой безопасности региона с пороговыми значениями.

Таблица 5 - Значение индикаторов налоговой безопасности Белгородской области и пороговых значений за 2018 г.

Индикатор

Значение индикатора в Белгородской области

Пороговое значение индикатора

Собираемость налогов, %

186,9

103

Налоговая нагрузка, %

13,1

19,6

Темпы роста задолженности, %

214,2

103,5

Удельный вес задолженности в налоговых доходах, %

3,1

7,1

Удельный вес доначисленных платежей по результатам контрольной деятельности в налоговых доходах, %

0,9

1,8

Налоговые доходы на душу населения, тыс. руб.

73,4422

139,8

Коэффициент прироста налоговых доходов с учетом инфляции

5,7

5,3

 

Анализ данных таблицы 5 показывает, что значение показателя собираемости налогов по г. Курску выше 100% и соответствует пороговому значению. Налоговая нагрузка по региону имеет меньшее значение, чем пороговое значение, что позволяет сделать вывод о наличии угрозы налоговой безопасности в Белгородской области, связанной с уходом хозяйствующих субъектов региона от налогообложения.

Показатель «удельный вес задолженности в налоговых доходах» по Белгородской области имеет меньшее значение, чем пороговое, однако темп роста задолженности по региону не входит в границы порогового значения, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе по урегулированию налоговой задолженности.

Индикатор «удельный вес доначисленных платежей по результатам контрольной деятельности в налоговых доходах» по Белгородской области ниже порогового значения, что так же свидетельствует о недостаточно эффективной контрольной деятельности сотрудников налогового органа по выявлению налоговых правонарушений. Значение показателя «налоговые доходы на душу населения» значительно ниже общероссийского показателя, что также является подтверждением наличия угрозы налоговой безопасности, связанной с уходом хозяйствующих субъектов региона от налогообложения.

Таким образом, используя показатели налогового администрирования в качестве индикаторов налоговой безопасности, а также предлагаемую методику определения пороговых значений индикаторов налоговой безопасности Белгородской области, по результатам исследования выявлена угроза налоговой безопасности, связанная с уходом хозяйствующих субъектов муниципального образования от налогообложения, что подтверждает практическую значимость предлагаемой методики.



Список литературы:

  1. Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://belg.old.gks.ru (дата обращения 09.05.2020 г.).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn77/ (дата обращения 09.05.2020 г.).
  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения 08.05.2020 г.).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: